Найти в Дзене
Учитель гармонии

"Недоученные". Общеобразовательный кризис музыкальных колледжей и пути его принятия

Оглавление

Как-то у меня занятно вышло.

В восьмом классе будущего себе без золотой медали не мыслила - а в девятом, по весне, надумала уходить из школы. Ушла, в "Мерзляковку" поступила - и горя не знала.

Ни разу в жизни не пожалев о своём выборе (теоретическое отделение), состоявшись в профессии (давно в той же "Мерзляковке" преподаю), - я, тем не менее, на всю жизнь сохранила лёгкий комплекс "недоученности". Возможно, потому, что в роду музыкантов прежде не случалось, а модель СПО была поначалу воспринята моими уважаемыми родителями-учёными с заметной опаской.

Есть ли место жизни достойной... без старших классов школы?

А как вам такая версия таблицы Менделеева? 50-метровый бассейн "Архимед" в Дубне, на набережной Волги
А как вам такая версия таблицы Менделеева? 50-метровый бассейн "Архимед" в Дубне, на набережной Волги

Обучения музыке всерьёз БЕЗ ПОТЕРЬ - не бывает.

На поверхности лежит якобы гуманный выход - отправиться в училище с аттестатом зрелости. Что это? Исключая особые случаи позднего "озарения", здесь просматривается самая некомфортная потеря - временнАя. (Отдельные, специфические проблемы возникают при таком раскладе у юношей.)

Как бы то ни было, учиться в компании ровесников неизмеримо лучше. Музыкантская учёба, конкретно в возрасте "от 16 и старше", эмоционально окрашена! Даже самый закоренелый индивидуалист предпочтёт ровную по возрастному составу группу. Лучше быть помоложе, чем старше всех. (Впрочем, не исключаю, что иным совершенно всё равно, - и это своеобразный плюс.)

Итак, семья принимает решение - отправить дочь или сына в музыкальный колледж после неполной средней школы. Случай наиболее типичный, хотя и здесь, по факту, уже "развилка": одни честно и полноценно посещали и пропускали через себя школу, другие ту же школу сознательно, в разных вариантах, минимизировали. (Экстернат, семейное обучение, личные нестандартные договорённости с педагогами - вариантов масса...)

По "мерзляковской" статистике, в возрасте 16-17 (ранее - 15-16) лет в училище поступает 90-95% "новобранцев", в зависимости от конкретного приёма. Более взрослые абитуриенты для нас - относительная редкость, хотя они и присутствуют каждый год. Им предстоит учиться без ряда немузыкальных предметов. График ожидается более свободный, но, к сожалению, неизбежно "рваный" - поскольку самые разные дисциплины в сетке перемешаны, факт.

Но вернёмся к бывшим девятиклассникам! Ох, и "разношёрстная" же это публика - если оценивать ребят по их неспециальным навыкам и общему кругозору! От победителей областных олимпиад по физике, математике и языкам - до почти "изолированных" от всего помимо музыки, получивших школьные аттестаты диковинными методами. Прошу прощения, но это правда. (Я давно в системе, а мой супруг - преподаватель общеобразовательного отдела "Мерзляковки".)

Опять же, многолетние наблюдения подсказывают: "линейных" зависимостей здесь нет. Отстающий по "школьным" предметам не всегда будет наиболее успешен по специальности, и наоборот. Опасный, в целом, принцип "Талантливый человек талантлив во всём" тоже порой срабатывает... Сложно всё это. (В любом случае, больно наблюдать аутсайдеров по специальности - а такие довольно быстро обозначаются. Увы, в их числе неминуемо проглядывают "универсалы").

Всю эту пёструю компанию предстоит учить нашим коллегам - историкам, словесникам и не только. Очень непросто справляться с группой, где за одной партой собрались блестящий "научный" юноша - и неистово "оберегаемое" дитя, забывшее за 5-6 лет дорогу в школу. (Предположим, оба - перспективные и одарённые скрипачи/пианисты/духовики. Допустим, одинаково удачно поступившие.)

Всем нужно ставить оценки. Желательно - приличные. Категорически не нагружая ребят сверх меры, памятуя об их музыкантской ответственности!

Много лет наблюдаю труд наших педагогов общего образования - и, не скрою, дивлюсь их изобретательности. "Сжать" предмет до доступного по стандартам минимума часов, но затронуть все темы программы - задача не из лёгких. Полагаю, примерно половина студентов в состоянии адекватно оценить учительский квалифицированный и качественный труд. (Понятное дело, кое-кто "выпадает в осадок", имея устойчивую привычку к непосещению, полагая игнор чуть ли не хорошим тоном. Таковых аттестовывать крайне трудно.)

Мой супруг работает строго без домашних заданий, преподавая несколько дисциплин. В центре его внимания - математика по программе 10-го - 11-го классов. В течение 12 лет (именно столько он в штате училища) Алексей Юрьевич пристально корректирует поурочные планы, добиваясь наилучшего "КПД". Всё, что требуется от студента, - это прийти на ту же математику раз в неделю, прослушать, записать и обсудить новый материал, выполнить контрольное задание по предыдущей теме. Да, регулярно. С этим, разумеется, многие патологически не согласны - хотя, если хоть чуть-чуть организоваться, что может быть проще?

По схожей схеме работает большинство "соратников" мужа. Все они испытывают на себе агрессивное давление иных учеников, а также родителей. Цель последних - избавиться от общеобразовательной ответственности ВОВСЕ. Как человек, окончивший ту же "Мерзляковку" в 1998 году, - я, признаться, их по-своему понимаю. Вполне понимаю...

Наше поколение училось с минимумом "школьных" предметов - при всём при том, еле-еле укладываясь с достойной работой по специальным. Времени не хватало никогда, вечно тянуло сделать лучше и больше.

В 25 лет, под конец аспирантского срока, я дебютировала в родных стенах как преподаватель. Вработавшись, с удивлением узнала, что за несколько лет моего физического отсутствия в "Мерзляковке"... образовательные стандарты обросли невероятным грузом дисциплин! Скажу честно, мне во времена студенчества такое и не снилось.

Но ведь это всего лишь условность - общая для всех, с которой вполне можно сладить. Нет смысла бунтовать, ибо нагрузки, по факту, щадящие. Кроме того, многим пытливым юношам и девушкам качественное преподавание немузыкальных предметов может быть элементарно интересным.

И - новая грань вопроса. Иной взгляд, иные приоритеты. Другие - о ужас! - претензии к педагогам.

За годы обучения в колледже, некоторые студенты, закономерно, по разным причинам перестраивают планы на будущее. В "Мерзляковке" - невеликий процент, но абсолютно неизбежно. И, конечно, следуют (в большей степени, со стороны родителей) запросы на уровень, подводящий к сдаче ЕГЭ.

Представляете, сколько рук/голов/сердец должно быть у одного училищного преподавателя общих дисциплин, чтобы удовлетворить столь непохожим требованиям внутри студенческого сообщества?

Это адский труд - "непрофильный", неблагодарный, "окупаемый" лишь добрым общением с лучшими, думающими учениками и принадлежностью к рафинированному, в основном - музыкантскому, педколлективу. Радуюсь от души за мужа: он счастливо занял свою нишу, "вписался" и подружился с интересными людьми.

Общеобразовательный цикл в музыкальном училище - это "слишком много" или "удручающе мало"?

Единого ответа на подобный вопрос ожидать не приходится: история каждого студента уникальна. Каждая семья оценивает картину по-своему, следя за развитием событий. В консерваторию сдаются русский язык и литература: на это приходится равняться большинству.

Оглядываясь назад, на свои юные годы, - понимаю, что ничего бы не хотела изменить.

Программы колледжей искусств по общеобразовательным дисциплинам... были и остаются большим-пребольшим компромиссом. Особая ситуация складывается в средних специальных музыкальных школах, где трудности баланса преодолеваются с начальной ступени.

За здравомыслие и организованность, друзья!

Каждый из нас видит их по-разному - и это, должно быть, прекрасно...