И это все об одном городе, который в глубокой древности греки называли просто ПОЛИС, потому что не было ему равных среди других городов. Потому что с самого своего основания он был именно МЕГАполисом. Потому что трудно найти на глобусе город с более сложной, драматической судьбой.
Сначала был Византий
С древнейших времён пролив Босфор между Средиземным и Черным морем был стратегически важной торговой артерией, и контроль его берегов сулил преимущество над конкурентами во всей черноморской торговле. Основанный в середине VII века до н. э. (более 2,5 тысяч лет назад!!! – вдумайтесь только), город Византий благодаря своему выгодному местоположению быстро превратился в важный торговый центр античного мира.
Город долгое время сохранял свою самостоятельность, но вёл частые войны как с пришлыми племенами, так и с другими греческими государствами. Византий пережил и славу и упадок, когда в 4-5 веках нашей эры после долгой осады не был разрушен императором Септимием Севером.
Всё изменилось при императоре Константине I Великом, который решил создать на месте древнего Византия новую столицу Римской империи.
К началу IV века Римская империя настолько разрослась, что управлять ею стало почти невозможно. В 395 году нашей эры Римская империя разделилась на Восточную и Западную. В 476 г. Западная Римская империя пала. Восточная Римская империя пережила Западную на тысячу лет. Возрождение, а вернее сказать – строительство новой столицы Римской империи произошло благодаря императору Константину Великому, имя которого стало названием города на несколько веков – Константинополь.
Константинополь
История с основанием новой столицы имеет несколько вариантов. Мне понравился вот этот:
Согласно одной из легенд, впервые Константин познакомился с окрестностями Византия, когда устав от длительной прогулки, он прилёг и уснул. Во сне ему явилась знатная, но уставшая женщина, вскоре она превратилась в молодую и красивую девушку, на которую Константин возложил знаки императорской власти. Поражённый сном, Константин трактовал его по-своему — в образе женщины перед ним предстал Византий, которому император должен вернуть величие и богатство.
И это удалось ему в полной мере. К тому же Константин склонялся к христианству, а старый Рим оставался городом древних языческих традиций. Разумеется, захудалый греческий городок Византий не мог так вот запросто стать Новым Римом. Требовалось заново основать его - что и произошло воскресным утром 8 ноября 324 года, когда император соизволил лично начертать копьем на земле линию будущих городских стен. Город получался огромным, но когда кто-то из придворных осторожно обратил на это внимание государя, тот надменно ответил, что не остановится, "пока не остановится ангел, идущий впереди меня".
Местоположение было замечательным во всех смыслах - и в оборонительном плане, а главное - в геополитическом, ибо рассекающий город на две части Босфор служил кратчайшим путем для всех торговых судов из Средиземного в Черное море. Естественно бралась пошлина за проход судов, во многом благодаря этому город процветал и богател.
Увы, мало, что осталось от Константинополя. Но тем не менее внезапно возникающие фрагменты прошлого вполне органично вписываются в современную жизнь. Вот как знаменитая колонна Константина, которую видно на снимке позади голубого трамвая.
Или в остатках древнего ипподрома. Или увидев вот такого льва.
Город Константина оказался вдесятеро больше старого Византия. Меньше чем за 6 лет был перестроен и расширен ипподром; разбит форум с триумфальной колонной и статуей императора; построен гигантский дворец; возведена огромная церковь Апостолов, в которой было предусмотрено место для погребения императора. Все это было щедро украшено античными памятниками, которые свозились в Новый Рим со всей империи. Увы, сегодня от былого великолепия града Константинова остались лишь обломки. В этом плане Риму первому повезло значительно больше.
И вот, что я хочу отметить. Помимо глобальных, очень важных исторических, политических, религиозных и культурных аспектов, объединяющих Рим первый и Рим второй, заметный и действующий поныне (!) артефакт, который можно до сих пор видеть, является ВОДОПРОВОД! Верней, если говорить совсем уж по-римски - АКВЕДУК.
Не могу не восхититься гениями инженерной мысли, которые пару тысяч лет назад (!) сделали это, понимая, что ничего важнее, чем вода нет для человека, то есть "без воды и ни туды, и ни сюды".
Кстати, первый раз акведук, возведенный римлянами, я увидела много лет назад на Кипре (недалеко от Ларнаки), а потом - в горной стране Иордании - в Петре, и, наконец в Италии в Риме и Флоренции - и с тех пор поражаюсь, как это было умнО, технически грамотно и дальновидно первым делом подумать об обеспечении водой в местах, где по природным данным, нет артезианских источников в долинах. Стало быть - надо было подумать о том, как доставить воду из близлежащих гор (и что немаловажно сохранить ее).
А еще важнее - сохранить не в примитивных цистернах или каких-нибудь каменных мешках, а в таких вот поражающих воображение подземных храмах, где вы увидите поверженные головы Медуз Горгон, и что самое интересное - плавающих в чистейшей воде рыбок.
А термы и хамамы! Про них не знает разве что совсем темный человек. Но вот что следует отметить - в страшные (и весьма грязные) времена средневековья, когда НЕмытые жители дремучей в ту пору Европы вымирали сотнями тысяч (целыми городами) от болезней, спровоцированных грязью, в Стамбуле таких эпидемий зафиксировано не было!
А теперь, воспев оду воде и акведукам, отдадим должное дальнейшей истории Второго Рима.
Стены Константинополя
Страх перед осадой глубоко врезался в память византийцев. То был призрак, угрожавший их библиотекам, мраморным комнатам и украшенным мозаикой церквям, потому что этот страх был слишком хорошо знаком жителям Константинополя.
За тысячу сто двадцать три года, прошедшие вплоть до весны 1453-го, Город подвергался осаде двадцать три раза. Однажды его уже захватывали, причем не арабы или болгары, а христианские рыцари, участники Четвертого крестового похода — одного из самых причудливых эпизодов в истории христианства.
Феодосиевы стены были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищён глубоким рвом (20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд (до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд стен (толщиной около 7 м) располагался в 25-30 метрах от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Общая протяжённость всех стен Константинополя составляла 16 км.
Таким образом, стена Феодосия, построенная тысячу лет назад; самое мощное оборонительное сооружение в средневековом мире. Турки Османской империи XIV и XV веков называли ее «костью в горле Аллаха». Она создавала для них своего рода психологическую проблему: дразнила их амбиции и не давала мечтать о завоеваниях.
Однако хитроумный султан Мехмет, вошедший в историю как Мехмет-завоеватель (дедушка известного по сериалу «Великолепный век» султана Сулеймана Великолепного) решил сменить подход. Он приказал перетащить корабли в Золотой Рог по суше (!), таким образом, обойдя заграждение, Через Галату проложили специальную дорогу. Вот прям за светящейся золотом поныне Галатской башней и тащили по суше турецкий флот. Фантастика! Этот штурм вошел во все военные учебники.
После того, как османский флот вошел в Золотой Рог, были пробиты и стены города. Говорят, в пролом в стене именно в этом месте (ну, или приблизительно в этом) - на лихом коне в сопровождении своей конницы и ворвался Мехмед завоеватель
В безнадежном бою на улицах сложил голову и сам Константин XI. Позднее его опознали по носкам с вышитыми двуглавыми орлами. Кровь лилась рекой. Мехмет дал воинам три дня на разграбление. Наконец, кровавая вакханалия закончилась. Греческие авторы, описывая поверженный город, называют его «опустошенным, мертвым, голым, безмолвным, лишенным красоты и формы».
В общем, стены Феодосия не выполнили до конца свою оборонительную функцию. Но они выстояли тем не менее в веках. Во многих районах Стамбула до сих пор остатки стен используются под фундаменты домов
А знаменитая резиденция османских султанов - Топкапы, и поныне окружена кольцом византийских стен, которые находятся в очень даже приличном состоянии
Стамбул сегодня. Европа и Азия.
Святая София, вкупе с минаретами и полумесяцем (вместо креста) на куполе - один из драматичных символов Стамбула.
Сегодня это опять действующая мечеть. Вход туристам разрешен, только когда не совершается намаз и не выше первого этажа. Мне повезло больше – когда я впервые посетила Стамбул, Святая София имела статус музея. Но подробнее я напишу об этом в отдельной статье.
Босфор разделяет континенты, прорываясь, подобно реке, между низкими лесистыми холмами к Черному морю. С другой стороны лежит Малая Азия, Анатолия — по-гречески «восток» в буквальном смысле слова. Виден блеск снежных шапок на вершинах горы Олимп, расположенной в шестидесяти милях отсюда.
Дельфины - эмблема Стамбула. Говорят, что их в этом году - впервые за долгое время опять видели в Босфоре и даже в Золотом Роге. Добрый знак. А вот рыбка в Босфоре ловилась всегда (и это очень хорошо). Рыбаки на Галатском мосту – любимая картинка в любом путеводителе по этому городу.
Азиатский берег, как и предупреждали путеводители, внешне выглядит гораздо менее восточным, чем берег европейский. И скульптуры тут стоят весьма невосточного вида. Вот, к примеру этот телец, на котором так любят "покататься" детишки.
Италия в Стамбуле.
В давнее время Константином великим всячески поощрялись переселенцы из Италии. Бесплатные (!) хлеб и вино выдавали всем, кто завел собственный дом в новой столице. Наибольшие трудности возникли с римскими патрициями, которые совершенно не собирались бросать уютные берега Тибра ради какой-то глухомани - а какая столица без старой знати? Тогда патрициев отправили воевать с персами, а семьи тем временем перевезли на Босфор, где уже были выстроены точные копии их римских жилищ.
Активно заселяли берега Босфора Генуэзские купцы.
Кстати, именно они сумели "договориться" с османскими завоевателями и в результате знаменитая Галата и ее обитатели остались в этом городе и поныне. Гуляя по этому району непременно замечаешь его сходство не столько с Римом, сколько почему-то с Флоренцией. И даже знаменитое итальянское мороженое - джелато продается именно тут - в начале улицы Истикляль.
А с древней Галатской башни, говорят, совершил самую первую попытку воздухоплавания один турок.
Нацепил себе некое подобие крыльев (параплана?), забрался на самый верх этой башни и отважно спланировал в Босфор. Такой вот турецкий Икар.
Фаст-фуд в Стамбуле.
О! эта тема однозначно требует отдельной публикации. Обещаю, обязательно напишу об этом подробнее. А пока просто полюбуйтесь на фото.
Мне рассказали о любопытном факте из-за которого, по некоторым непроверенным мною данным, турки не стали вступать в Евросоюз. Оказывается одним из требований был отказ от национального фаст-фуда. Представляете, какое кощунство!
На всякий случай привожу сведения из более официальных источников:
Вопрос о вступлении Турции в Европейский Союз входит в число самых проблематичных в послевоенной Европе. В самой Турецкой республике вопрос о вступлении в ЕС является важной социально-политической, экономической, самоидентификационной и даже мировоззренческой проблемой последних десятилетий, хотя с течением времени теряет свою остроту: доля выступающих за вступление в ЕС граждан Турции к 2015 году сократилась с 75 до 20 %. Турция — кандидат в члены Евросоюза с 1999 года.
Рынки Стамбула! Они мало изменились с древних времен.
Вдоль берегов Золотого рога до сих пор живут потомки армянских, греческих, цыганских поселенцев. Есть и еврейский квартал (а як же?). В районе с не очень приятной славой - Лалели - теперь чаще услышишь русскую речь, чем турецкую. Ортакёй, один из живописных районов европейской части Стамбула. Отреставрированные старые особняки, окруженные могучими платанами. Прелестная пристань, где отдыхают прогулочные катера.
Роскошные небоскребы и Мечеть Меджидие, куда когда-то на весельных лодках приплывали падишахи для совершения намаза.
В любую мечеть можно войти. Только не забудьте разуться, покрыть голову (если Вы - дама) и не мешайте людям молиться
Ну и в заключение моего беглого обзора, позволю себе процитировать Иосифа Бродского и даже немного поспорить с ним.
Бродский "Путешествие в Стамбул":
Стамбульские же мечети -- это Ислам торжествующий. Нет большего противоречия, чем торжествующая Церковь, -- и нет большей безвкусицы. От этого страдает и Св. Петр в Риме. Но мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -- пророчески, боюсь, -- установки класса земля-воздух,
и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа. Их плоские, подобные крышкам кастрюль или чугунных латок, купола, понятия не имеющие, что им делать с небом: скорей предохраняющие содержимое, нежели поощряющие воздеть очи горе. Этот комплекс шатра! придавленности к земле! намаза.
На фоне заката, на гребне холма, их силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде военного объекта.
В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное, абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это на фоне бирюзы Босфора.
И если перо не поднимается упрекнуть ихних безымянных правоверных создателей в эстетической тупости, то это потому, что тон этим донным, жабо и крабообразным сооружениям задан был Айя-Софией -- сооружением в высшей степени христианским. Константин, утверждают, заложил ее основание; возведена же она при Юстиниане.
Снаружи отличить ее от мечетей невозможно, ибо судьба сыграла над Айя-Софией злую (злую ли?) шутку. Айя-София была превращена в мечеть. Превращение это больших усилий не потребовало: просто с обеих сторон возвели мусульмане четыре минарета. И стало Айя-Софию не отличить от мечети. То есть архитектурный стандарт Византии был доведен до своего логического конца (Иосиф Бродский)
Впрочем, позволю себе не согласиться с Бродским. Воздушна и прекрасна знаменитая Голубая мечеть...
И абсолютно ничего "жабьего" не вижу я в облике грандиозной мечети Султанахмет, построенной самым юным султаном
Обязательно расскажу подробнее об уникальных архитектурных шедеврах Стамбула. А тому, кто первый угадает, что это я делаю, в каком месте и зачем - будет от меня подарок)
Надолго не прощаюсь. Отчет о водохранилищах Стамбула, о мечетях и церквях, об истории происхождения праздника Покрова и уличном фаст-фуде скоро будут на моем канале!