Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. В этой статье снова подниму тему безбилетного проезда в поездах пригородного сообщения, иначе говоря - в электричках. Безбилетниками в них катаются уже с самого их появления.
Если в Советском Союзе электричек в расписании было просто огромное количество, даже иногда пускали «спарками», то есть по два десяти-вагонных электропоезда. Итого получалось целых двадцать вагонов. Сейчас же всё завязано на пассажиропотоке и потенциальной прибыли. Конечно же тогда тоже никто бы не стал пускать электрички, понимая, что они будут ходить пустыми, однако всё таки погоня за прибылью была не такой явной.
Хотя тут ещё считаю важным сделать ремарку, что пригородные перевозки по определению убыточны и субсидируются из регионального бюджета. Так что речь идёт не то, что о прибыли, а об экономии. Ведь как известно - сэкономил, значит заработал.
Короче говоря, сейчас количество электричек на конкретном направлении зависит от их «населённости», то бишь от пассажиропотока. Власти регионов анализируют статистику и динамику, а затем делают заказ на пассажирский перевозки у ППК (пригородных пассажирских компаний).
Пожалуй можно догадаться, что статистика формируется опираясь на количество купленных билетов. В таком случае, разумеется в теории, один пассажир равен одному билету.
Однако я думаю вы и сами понимаете, что пассажиров в электричках гораздо больше, чем купленных билетов. Следовательно реальной статистики власти регионов не видят. Поэтому они не вводят в расписание новые пары поездов, а то и отменяют существующие из-за малого спроса.
Проблема не только в «зайцах»
Нельзя заявить, что во всём виноваты «зайцы». Сейчас буду говорить про петербургские электрички, хотя думаю такая проблема присуща многим другим регионам. В Москве с этим всё же получше.
Итак, о чём я? Существует такое явление, как станция или остановочный пункт с неработающей или вовсе отсутствующей кассой. И в С-Пб и Ленобласти их с каждым годом становится всё больше. То есть обязанность продажи билетов ложится на контролёров.
Однако контролёров в петербургских электричках тоже немного. Всего два человека на шести- или восьми-вагонный поезд. Не везде, конечно, но в большинстве электричек ситуация обстоит именно так.
Разумеется, очень много людей, которые отправляются с бескассовых станций попросту не приобретают билеты. Ну не побежит же пассажир за тридевять вагонов искать контролёра, чтобы купить заветный билетик. Есть и такое явление у нас, как «касса на выход». Однако большинству всё же проще спрыгнуть с платформы. На вокзале это осложнено, однако «проход паровозиком» ещё никто не отменял.
В заключение
Когда-то я и сам был идейным зайцем. В моей голове была мысль в духе «за поездку на ЭТ2 это они должны мне платить, а не я им», а ещё мне нравился сам процесс побегов от контролёров и прочие техники проезда без билета.
Однако потом, повзрослев, стал больше ценить спокойную поездку без беготни. Прекрасно понимаю, что для многих жителей нашей страны поездки на дальние дачи в электричках могут действительно влетать в копеечку, поэтому тут нужен комплекс мер.
Во-первых, разумное ценообразование. Однако, у многих проблема не в деньгах, а именно в привычке не платить. Поэтому по-хорошему нужно вернуть кассы на станции и увеличить количество контролёров. До «каждовагонников» доходить не нужно. Контролёра на два вагона будет вполне достаточно. Честным пассажирам бояться нечего, а вот любителям побегать добавятся особые ощущения.
И конечно же, обновление парка электропоездов. Ибо порой за поездку в душной, битком набитой, ЭТ2 платить действительно не хочется. А вот за «Ласточку» платить готово большинство. Да и, как я и сказал, если один билет будет действительно равен одному человеку, то и электричек скорее всего будет больше.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
Читать далее:
► «Почта России» на колёсах. Особенности почтовых и почтово-багажных поездов, курсирующих по нашим железным дорогам.
► В чем заключается ключевое различие между СВ и «Люксом» в поезде? И какие вообще бывают «Люксы», ведь они разные.
► А вы знали, что из поезда можно выйти, пробыть в городе 10 дней и сесть снова, заплатив плацкарту. Кстати, что такое плацкарта?