Найти тему

Почему нельзя экономить на мелочах. В какую ловушку мы себя этим загоняем?

Все знают расхожую фразу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». Когда речь идет о предметах долгосрочного использования – технике, верхней одежде, мебели – мы стараемся сделать как можно более выгодную покупку. Мы готовы потратить деньги на топовый смартфон, вложить их в дорогой ремонт, но при этом, оказываясь возле полок «Пятерочки», выбираем между макаронами за 50 руб. и 70 руб. К чему приводит нас такое поведение?

Когда мы совершаем крупные покупки, то испытываем радость и удовольствие. Но не только. Исследование профессора Марши Ричинс (Marsha Richins) из Миссурийского университета, опубликованное в Journal of Consumer Research, показало, что перед покупкой и после нее люди испытывают не только положительные, но и отрицательные эмоции. Перед тем, как вещь стала нашей, мы предвкушаем удовольствие и в то же время тревожимся, удачный ли выбор мы сделали. А когда сделка уже совершена, и мы начинаем использовать приобретение, то можем остаться им не совсем довольны.

Как показало исследование, положительные эмоции исчезают вскоре после того, как мы заплатили деньги. Да, некоторые вещи способны радовать нас неделями, но это скорее исключение, чем правило.

Согласитесь, что технику или мебель мы покупаем достаточно редко. В то время, как вещи повседневного использования – каждую неделю, а продукты питания еще чаще. А теперь представим, как будет реагировать наша внутренняя система поощрения, если мы, купив дорогую вещь, потом месяц или два будем покупать все самое дешевое.

  • Предположим, что удовольствие от крупной покупки продлилось неделю (реально это будет 1-2 дня).
  • Мы вступили в режим экономии, и теперь каждый раз у полок магазина мозг кричит нам «Ахтунг! Мы не можем себе этого позволить! Мы должны экономить!»
  • Поддавшись тревоге, мы экономим 50 рублей на хлопьях для завтрака, еще 50 на зубной пасте и 50 на дезодоранте.
  • В итоге мы неделю завтракаем картонными хлопьями без всякого аппетита.
  • Месяц мы чистим зубы невкусной зубной пастой и жалеем, что не купили привычную марку.
  • Три месяца мы используем дезодорант, который не предохраняет наше белье от пота.
-2

Итог:

  • Экономия 150 рублей.
  • Испорченный аппетит на неделю.
  • Испорченное настроение на месяц.
  • Испорченные футболки на три месяца.

И это я не говорю о последствиях в виде возможного визита к стоматологу или покупки дорогого стирального порошка.

А теперь представьте, что мы будем постоянно экономить на мелочах. Тем самым мы загоним себя в ловушку вечно пониженного настроения и недовольства жизнью. Мы станем хандрить, когда будем каждый день пользоваться дешевыми товарами из Fix Price, жалеть себя, срываться на окружающих, чувствовать упадок сил. А потом компенсировать хандру срывом на близких или дополнительными тратами – на это раз на печеньки или шоколадки для быстрого поднятия настроения.

-3

Вот список вещей, на которых экономия выйдет себе дороже.

  • Зубная паста.
  • Стиральный порошок.
  • Жидкость для мытья посуды.
  • Мыло.
  • Гигиенические принадлежности.
  • Кухонная утварь.
  • Любые непродовольственные товары, которыми мы пользуемся на регулярной основе.

Также я бы добавил к списку продовольственные товары типа соли, растительного масла, круп, макарон, хлопьев для завтрака, на потребительские свойства которых может сильно повлиять разница до 50 рублей в цене. Вместо этого можно реально сэкономить на полуфабрикатах и сладком, которые вообще не нужны для нормального питания.

А что вы думаете на этот счет? Поделитесь своим мнением в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.

Александр Гросс

Читайте также:

3 продукта, любовь к которым приходит с возрастом

Личный опыт: 4 полезные привычки для крепкого здоровья