Нет, ну вот об этой песне я не могу не написать!!!
Что такое «петух» или «кикс» в вокале? Это – кошмар всех теноров, это позор на всю жизнь, на всю карьеру, это ужас ужасный … Это, когда певец теряет контроль над своим голосом на сцене, поддает лишнее дыхание, и голосовые связки, обычно сомкнутые, что дает красиво окрашенный вокальный звук, размыкаются, происходит продув … И из горла мужественного героя-любовника исторгается нечто, похожее на петушиный клекот, и это ужасно смешно и страшно позорно для певца!!!
Мой дед, который всю свою жизнь проработал в оркестре кинематографии Госкино СССР, играл на гобое и английском рожке, рассказывал мне о феноменальном «петухе», ставшем уже легендой (что подтверждает уже сам факт, что я рассказываю об этом вам, друзья!)
Сразу после войны вышел веселый музыкальный фильм «Аршин мал алан» с очень хорошим певцом Рашидом Бейбутовым в главной роли.
Бейбутов действительно очень хорошо пел, фильм был очень популярен в СССР, и Бейбутов был всенародным любимцем, особенно любили своего земляка в советском Азербайджане.
Дело было тогда, когда Радио уже существовало, а магнитофонов еще не было. И вокалистам петь приходилось в прямом эфире. Подробно мне рассказывала об этом наша выдающаяся певица Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая. Это было очень волнительно – петь в прямом эфире в студии Всесоюзного Радио, когда осознаешь, что тебя слушает 170 миллионов человек, потому что к тому времени в каждом доме были такие черные тарелки – радиоточки.
Видимо, Рашид Бейбутов вот так очень волновался, дед рассказывал – в самый ответственный и патетический момент на верхней ноте он ка-а-а-ак дал вот такого жирного-прежирного великолепного петуха-а-а-а!!
Весь СССР тогда полег от смеха возле своих радиоточек!!!
Но Бейбутова очень все любили и уважали, ему простили это, бесспорно!!
Он, конечно, был красавчик, в прямом смысле слова, да и пел действительно великолепно – с кем не бывает!
В историю мирового вокала вошел и великолепный «петух» итальянского тенора Франческо Маркони.
Маркони тоже был певцом талантливейшим, выдающимся! Он вошел в историю мирового и итальянского вокала. Его называли певцом-поэтом, человеком он был впечатлительным и увлекающимся. Мог так войти в роль, что, бывало, забывал о голосе, увлекался и терял над голосом контроль. Мог почти плакать на сцене, что называется, «от чувств»!
Вспоминает выдающийся певец, коллега Маркони, тенор Джакомо Лаури-Вольпи в своей легендарной книге «Вокальные параллели»:
Тот особый артист, что гнездился в душе Маркони, был способен разжалобить сам себя и плакать – не обязательно, однако, вызывая слезы на глазах и в сердце своих слушателей. Чувства, пробуждаемые в нем музыкой, могли взволновать его до такой степени, что он забывал о голосе – рассеянность, подчас чреватая катастрофой и бывавшая причиной тех «петухов», которые сделали Маркони, при всей красоте его тембра, объектом насмешек.
«Петух» этот вызывался вовсе не вокальной немощью, а избытком чувства, излишней впечатлительностью певца.
Было у него одно «заветное» место, камень преткновения, заколдованная фраза в опере Джакомо Мейербера «Гугеноты». Место и время действия оперы – средневековый Париж, печально знаменитая Варфоломеевская ночь, когда воинствующими католиками были вырезаны все парижские гугеноты-протестанты.
Маркони пел и играл главную роль – гугенота Рауля. Он гастролировал в Барселоне и просил дирижера об одном одолжении. Маркони знал свое слабое место – у него на фразе «Ах, сохрани ей жизнь, о, Боже милосердный!» практически постоянно случался «петух» в тот момент, когда он должен был брать достаточно трудную верхнюю ноту – теноровую «си-бемоль». По сюжету именно тогда должны были зазвучать колокола, дающие сигнал католикам о начале избиения протестантов.
Маркони умолял только об одном – чтобы дирижер распорядился бить в колокола изо всех сил. Типа, оркестр подводит тенора к верхней ноте, певец открывает рот, делает безумные глаза и должен, вроде, взять ноту, но из-за колоколов ее плохо слышно … Нет, слышно, конечно, но плохо!
Идет спектакль. Наступает кульминация. Маркони великолепен – звучит, как бог!!! В самый ответственный момент Франческо Маркони неожиданно для самого себя берет великолепную ноту – блестящее, сверкающее, умопомрачительное, сильное, красивейшее, самое потрясающее за всю свою карьеру верхнее «си-бемоль»!!! … Которое никто не слышит, потому что его заглушают звонящие со страшной силой колокола!!!
После окончания этого акта Маркони, сметая все на своем пути, несется в комнату дирижера: «Зачем так бухать в колокола? Единственный раз в жизни эта нота у меня получилась – ты сделал все, чтобы ее никто не слышал!!!»
«Так Вы же сами просили!!!» …
Как говориться – занавес!!! Немая сцена и стоны бедного Маркони …
Друзья!
Напоминаю – пожалуйста, не забывайте про лайки!
Всегда рад комментариям!
Подписывайтесь на канал «Жизнь артиста в Дзене»! Потому что жизнь артиста, она нелегкая! Доставьте радость!