Проблема появления ржавчины на машине известна всем российским автолюбителям. Непредсказуемая погода, противогололедные реагенты и сомнительное качество металла машин отечественного производства способствовали порче многих кузовов. Однако против коррозии есть одно надежное средство — это алюминий.
Проводить эксперименты с алюминием автопроизводители стали еще в начале прошлого века. Первым легковым транспортным средством, получившим кузовные детали из легкого металла, была модель Пирс Грейт Эрроу (1904). В 1913 году фирма NSU (позднее вместе с «АУДИ» вступит в концерн Auto Union) выпустила машину под названием 8/24. Это было первое в истории авто, оснащенное алюминиевой кузовной частью. Со временем стали производить и иные машины из алюминия. Однако данные модели представляли собой либо единичные уникальные экземпляры, либо спортивные образцы.
В этой статье нам бы хотелось рассказать, прежде всего, об автомобилях из алюминия, предназначенных для массового покупателя.
Audi A8
Важный этап в развитии алюминиевых авто пришелся на восьмидесятые годы прошлого века, когда компания «АУДИ» приступила к массовому производству алюминиевых кузовных частей. Так в 85-м году изготовили пилотную кузовную часть для Ауди 100, а в 94-м году начался выпуск Audi А8 1-й серии (модель D2, с 1994 по 2002 гг.). Это стало началом серийного выпуска машин с полноценным алюминиевым несущим кузовом, созданным на базе брендовой рамы ASF. Отметим, что вес кузовной части за минусом навесных деталей был равен 248 килограммам, что было в два раза легче веса аналога из стали. Производство, прежде всего, базировалось на использовании ручного труда. Основным методом сборки была сварка.
Вес кузовной части А8 2-й серии (D3, 2002-2009) был снижен на 29 килограмм, невзирая на увеличение габаритов. Кроме сварки в процессе производства стали широко применять заклепочное соединение.
Третья серия А8 (D4, 2009-2017) в целях снижения возможности травмирования людей при боковом столкновении была оборудована стальными центральными стойками. Оставшиеся 92% кузовной части, как и прежде, были выполнены из алюминия. Вес кузова увеличился на 11 килограмм.
А вот кузов D5 (с 2017 года), установленный на последующую серию А8, состоял лишь на 58% из алюминиевых деталей, что способствовало увеличению его веса до 281 килограмма. Однако это не значило, что компания #Audi отказалась от идеи производства алюминиевых автомобилей. Дело в том, что ряд деталей по практическим соображениям разумнее было изготавливать из стали. Также в производстве некоторых элементов решили задействовать магниевые сплавы и углепластик.
Audi A2
Кузовную часть А2 (2000-2005) производили с применением тех же технологий, что и модель А8, при этом роботизированное оборудование применялось в большем объеме. Вес этой фургонообразной машины оказался на 100 килограммов меньше, чем у конкурирующей модели Mercedes-Benz A-class (W168), а расход дизельного топлива на сотню не превышал 4,2 литра.
Однако все эти преимущества сказались на цене автомобиля. Если для премиального седана А8 использование легковесной, но дорогостоящей кузовной части было логично, то для модели А2, позиционирующейся как демократичный автомобиль, это решение не принесло ожидаемого положительного эффекта. Даже европейским автолюбителям, уделявшим большое внимание вопросам экологии, было сложно воспринять эту машину. По итогу пяти лет было реализовано только 176 000 автомобилей данной серии, хотя планировалось продавать 60 000 единиц в год. Отметим, что модель А2 попала в «десятку» рейтинга самых нерентабельных машин. В общей сложности, убыток автопроизводителя на этой модели составил $1.93 млрд.
Jaguar и Land Rover
В 2000-х годах компания #Jaguar также приняла решение применять легкие металлы в производстве автомобилей. В результате появились такие модели, как XJ (X350) в 2003 году и XK в 2005 году. Что интересно, методы производства кузовной части в данном случае были схожи с авиационными технологиями и имели радикальные отличия от разработок Audi. Если сборка кузовной части А8 1-й серии производилась, большей частью, посредством сварки, то Jaguar использовал, в основном, заклепки, болты и клей.
К настоящему моменту почти вся линейка Jaguar и Land Rover (за исключением «меньших братьев» E-Pace и Evoque 2) базируется на платформе, изготовленной из алюминия. Причем доля чистого металла в разных моделях варьируется от 65% (Jaguar XE) до 94% (Jaguar I-Pace).
#Tesla Model S
Помимо электродвигателя данный автомобиль интересен конструкцией кузовной части. Дно машины, на котором зафиксирован АКБЛ, электрический двигатель и система подрессоривания, являет собой специфическую алюминиевую раму. Наружные панели кузова тоже изготовлены из алюминия.
Ford F-150 и Expedition
Самая востребованная среди американских автолюбителей модель — легкое полугрузовое транспортное средство #Ford F-150 13-й серии (2014), а также автомобиль повышенной проходимости Expedition (2017) оснащены кузовной частью из алюминия (однако рама является стальной). Для снижения вероятности появления ржавчины, кузовная часть соединяется с рамой посредством резиновых проставок. Использование алюминия способствовало снижению массы (с учетом веса водителя и стандартного оборудования) на 130-315 килограммов в зависимости от модификации.
Cadillac CT6
Премиальный седан #Cadillac CT6 американского производства, выпущенный на рынок в 2015 году, базируется на модульной платформе, состоящей на 62% из алюминия. Стальными в машине являются только рама ветрового стекла, центральные стойки, пол и моторный щит.
Делитесь в комментариях, ржавеет ли ваш автомобиль?