Найти тему

Пять основных компетенций коуча

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Коучинг для профессионалов, глава 21.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

Система коучинга COACH2™. 5 основных компетенций коуча.

Когда мы что-то умеем делать, это называется умением. Но когда мы хотим кого-то этому научить, это оказывается не так просто сделать. Потому что сразу умением не передашь. это все равно, что бросить не умеещего плавать человека в воду и надеяться, что он сможет научиться сам. Поэтому любое умение пытаются разделить на более простые элементы. Они называются компетенциями.

Есть еще пять основных компетенций коуча:

1) слушать;

2) наблюдать;

3) различать;

4) моделировать;

5) излагать.

Существует разница между понятиями «слушать» и «слышать». Есть разные мнения по этому поводу. Одно из слов означает физиологический процесс улавливания воздушных волн, второе — более глубинный процесс восприятия. В этом смысле нам хорошо бы слышать, а не просто слушать. Слушать нам тоже важно: это предваряющее выбор данных восприятие реальности. А говоря, что человек «слышит», мы подразумеваем, что данные восприняты, отобраны, интерпретированы, и на их основе сделаны выводы.

«Имеющий уши да услышит» — это говорил Иисус. Для него было важно, чтобы из его слов были сделаны определенные выводы, он хотел найти людей с достаточным уровнем развития, которые смогли бы пойти за ним, взять на себя довольно серьезные обязательства.

Коуч изначально должен уметь слушать, воспринимать максимум данных, потому что все остальное — это определенный способ выбора интерпретации. В то же время можно предположить, что «слышать» подразумевает более глубокое понимание человека, который с вами разговаривает, это уже связано и с наблюдением, и с различением. «Слышать» — это все вместе: мы воспринимаем не только смысл слов, но также интонацию, тон, позу (если находимся в визуальном контакте), контекст, культуру человека и т. д. Тогда мы можем провести некий процесс различения, который подскажет, что необходимо с этим человеком делать, какое следующее действие будет правильным — вопрос, или утверждение, или обратная связь, или просто молчание.

Таким образом, слушать - это воспринимать всю вербальную информацию, наблюдать - всю невербальную, а различать - сравнивать одно с другим и делать выводы относительно интересующих нас вопросов. Каки вопросы могут интересовать коуча? Очень многие: какого психологического типа наш клиент, что он чувствует, насколько осознает происходящее, насколько глубоко погружен в тему, есть ли у него достаточно сильная мотивация... и так далее. Но самое основное, это понять, в какой фазе процесса принятия решения он находится, и насколько тщательно эта фаза проработана. Сформулировал ли он цель? Насколько полно исследовал существующую ситуацию? Поработал ли с ограничивающими убеждениями? Зная ответы на эти вопросы, коуч может принять правильное решение относительно того, что делать дальше.

А после этого, когда мы прослушали, пронаблюдали, прошли процесс различения, сделали выводы, есть еще две задачи — моделировать и излагать. Моделирование может: а) предполагать модификацию коучем своего поведения или б) создание игровой ситуации, в которой человек может прожить, отрепетировать то, что для него является проблемой.

Первый вариант: человек сильно возбужден, и вы понимаете, что это возбуждение мешает ему трезво смотреть на вещи и принимать правильные решения. Вы своим поведением можете смоделировать для него более спокойную ситуацию — говорить с расстановкой, спокойным тоном, спокойно дыша. У большинства людей есть тенденция настраиваться в разговоре на собеседника. Человек постепенно настроится на вас. Если коуч понимает, чего он хочет, он может сознательно, сохраняя качество разговора, помочь клиенту прийти к тому же и каким-то образом смоделировать решение проблемы. Если коуч этого не осознает, он может сам впасть в возбуждение, и тогда он будет для клиента моделировать не решение проблемы, а проблему как таковую. До этого один человек стоял в тупике, а второй пытался помочь, теперь они оба находятся в тупике, и выхода, скорее всего, не будет.

Другой вариант моделирования — это когда вам как клиенту говорят: «Представь ситуацию, в которой возникает проблема, и попробуй что-нибудь сделать. Боишься идти на экзамен? Какие там будут вопросы? Я их тебе задам, как экзаменатор, а ты ответишь». Это снимает стресс.

5 основных компетенций коуча
5 основных компетенций коуча

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru