Международный авиационно-космический салон (МАКС), несмотря на политические препоны последнего времени, остается одним из важнейших мировых авиационных событий. Россия после катастрофического провала девяностых годов восстанавливает свой статус мировой авиационной державы. И важнейшие достижения в этой отрасли каждые два года демонстрируются на выставках МАКС в Жуковском. В этом году
Гвоздем программы, в некотором роде, стал Checkmate - новейший легкий тактический самолет с одним двигателем, разработанный КБ "Сухой".
Коренное отличие от всех современных российских военный самолетов - наличие только одного двигателя. В этом плане он повторяет американский F-35, конкуренцию которому и намерены навязать производители. В остальном - это самолет, удовлетворяющий требованиям пятого поколения: сверхзвуковая скорость в бесфорсажном режиме, радиолокационная незаметность, сверхманевренность благодаря двигателю с отклоняемым вектором тяги и другие.
Качественный рекламный ролик, зрелищная презентация самолета делает свое дело: в иностранной и российской прессе вышло множество публикаций и есть множество комментариев к ним.
Американское издание Forbes (https://inosmi.ru/military/20210721/250165471.html) сухо оценивает возможные летно-технические характеристики самолета, исходя из имеющихся данных, а также проводит сравнение с F-35.
Другое издание - The National Interest (https://inosmi.ru./military/20210723/250171027.html) - помимо анализа ЛТХ, оценивает возможности разработчика довести самолет до ума, а также экспортный потенциал новинки. При этом, в тексте присутствует определенный скептицизм о перспективах производства самолета. Также автор предполагает рост конкуренции на рынке подобных самолетов, поскольку к концу десятилетия ожидается выход бюджетных решений от Индии, Турции и Южной Кореи (новые авиационные державы?)
Британская The Times (https://inosmi.ru./military/20210721/250165674.html) в коротком тексте, также указав ЛТХ, отметила экспортную направленность разработки и обнаружила толстый намек на основные цели нового истребителя: в одном из роликов узрели эсминец "Defender", вошедший в территориальные воды России в прошлом месяце
Российские СМИ в большинстве своем о новом самолете высказались в положительном ключе. Есть, конечно, и разумная критика (https://www.gazeta.ru/army/2021/07/21/13786370.shtml). В ссылке эксперт задается вопросом: почему этот самолет не предполагается к эксплуатации в российских ВКС? Действительно, лучшая реклама для военной техники - это ее использование армией страны-производителя. И желательно в реальных боевых действиях (вспомним, как американцы продвигали "Абрамс" во время "Бури в пустыне"). Но до предполагаемого запуска в серию еще не менее пяти лет. Так что, надо думать, многое может перемениться.
Думается, что показ на международном авиационно-космическом салоне макета перспективного самолета с впечатляющими возможностями со всей сопутствующей шумихой - это прежде всего зондирование на предмет возможного спроса со стороны потенциальных заказчиков. Если будет интерес к самолету, то будет и дальнейшее развитие проекта. А в том, что в России могут изготовить подобный самолет, вряд ли кто-то всерьез сомневается. Нынешний МАКС-2021 подтверждает, что российский ВПК, похоже, умеет не только изготавливать конкурентоспособную продукцию, но также научился ее и продвигать.