Найти в Дзене
Планета Сибирь

Бригаду рыбачек называли детским садом. Показываю, кто добывал омуля на Байкале в военные годы

Во время Великой Отечественной войны рыболовецким бригадам на Байкале резко увеличили план добычи омуля, позднее ученые скажут, что это подорвало процесс естественного воспроизводства рыбы. Но в войну на это никто не обращал внимание. Не принимался во внимание и тот факт, что давать фронту повышенный план добычи омуля было некому – в тылу остались калеки, старики и дети. Несовершеннолетние рыбаки тянули ежедневно тяжеленный невод, потом сачками черпали тонны рыбы, таскали ее на склад, где солили, или вялили. На Ольхоне в посёлке Хужир живёт Александра Иосифовна Беклимишина, баба Шура, одна из рыбачек военного времени. Пенсионерке исполнилось 88 лет, но она помнит, то время, будто это было вчера. --На промысел выходили подростки лет с 14, если были росли от природы – и того раньше, - рассказывает баба Шура. Я застала на рыбалке уже конец войны, мы одиннадцать школьников приехали на остров с Курети. — Невод огромный, метров 400 – 500, тяжеленный, сил нет, мы его смолили, чтобы не гнил.
Оглавление
Из баркаса омуль сачками грузили на носилки. Источник : Краеведческий музей п.Хужир
Из баркаса омуль сачками грузили на носилки. Источник : Краеведческий музей п.Хужир

Во время Великой Отечественной войны рыболовецким бригадам на Байкале резко увеличили план добычи омуля, позднее ученые скажут, что это подорвало процесс естественного воспроизводства рыбы. Но в войну на это никто не обращал внимание.

На вёслах сидели  совсем молоденькие девчонки.  Источник : Краеведческий музей п.Хужир
На вёслах сидели совсем молоденькие девчонки. Источник : Краеведческий музей п.Хужир

Не принимался во внимание и тот факт, что давать фронту повышенный план добычи омуля было некому – в тылу остались калеки, старики и дети.

Несовершеннолетние рыбаки тянули ежедневно тяжеленный невод, потом сачками черпали тонны рыбы, таскали ее на склад, где солили, или вялили.

Фотография вполне могла стать основой плаката
Фотография вполне могла стать основой плаката

На Ольхоне в посёлке Хужир живёт Александра Иосифовна Беклимишина, баба Шура, одна из рыбачек военного времени. Пенсионерке исполнилось 88 лет, но она помнит, то время, будто это было вчера.

Александра Иосифовна Беклимишина, баба Шура, Фото Александры Луканиной
Александра Иосифовна Беклимишина, баба Шура, Фото Александры Луканиной

--На промысел выходили подростки лет с 14, если были росли от природы – и того раньше, - рассказывает баба Шура. Я застала на рыбалке уже конец войны, мы одиннадцать школьников приехали на остров с Курети. — Невод огромный, метров 400 – 500, тяжеленный, сил нет, мы его смолили, чтобы не гнил. Каждое утро бригада - двадцать детей и пять взрослых,- уходила на баркасе на рыбное место, невод забрасывали, потом с помощью вОрота, который крутили лошади доставали.

По несколько часов сачками рыбу вычерпывали в лодку, это называлось сакать. С помощью носило улов перетаскивали в склад, завешивали, а потом отправляли на засолку. Бывало, за день так наломаешься, что еле доползёшь до палатки. С утра до вечера бродили в холодной воде, как потом умудрялись рожать, не знаю. Летом тяжело, а зимой совсем невыносимо было.

Если тонь была далеко от берега, тогда жили прямо на льду в палатке. Среди взрослых были сплошь многодетные мамы, которым приходилось разрываться между домом и рыбалкой.

Подготовка к вялению.  Источник : Краеведческий музей п.Хужир
Подготовка к вялению. Источник : Краеведческий музей п.Хужир
По воспоминаниям бабы Шуры, рыбакам была установлена суточная норма питания от рыбзавода — 5 хвостов омуля. Конечно, бригадир каждому в рот не заглядывал, кто сколько съел, в основном следил, чтобы не выносили на берег. Это было запрещено под страхом суда: за одного омуля могли дать один год колонии.

Бригадиром подростоковой бригады был Егор Евстифеевич Копылов, его коллектив так и называли - детский сад Копылова.

Рыбный промысел настолько затянул Александру Беклимишину, что сразу после войны пришла работать в посолочный цех, отработав там три десятка лет. До сих пор любит рыбу, правда, омуля на острове не купишь, поэтому покупает небольшие ломтики форели.

Памятник женщинам- рыбачкам. Фото Александры Луканиной
Памятник женщинам- рыбачкам. Фото Александры Луканиной

Понравился материал - ставим лайк, подписываемся на канал "Планета Сибирь"

Если вы случайно пропустили интересные публикации:

Чудаки с берегов Байкала

Мужик отправился по Байкалу на огромной бочке

Рыба, пережившая динозавров