Поймал себя на мысли, что еще не писал на канале о женщинах-режиссерах. Кроме того, в комментариях просили андеграунда. Трансгрессивное кино Нью-Йорка - это история не для Дзена, нарушает слишком много местных правил, а вот No Wave Cinema, частично связанное с последним, вполне пойдет. Главной звездой этой кинотусовки (а это было именно тусовка - группа хорошо знакомых друг с другом людей, помогающих друг другу снимать безбюджетное кино) был и остается Джим Джармуш, ставший настоящим кумиром хипстеров в 2000-х. Второй по известности была его подруга Сара Драйвер. Она сняла всего три фильма, поучаствовала в нескольких проектах Джармуша в качестве актрисы, один спродюсировала его фильм и подкинула идею для сценария "Сломанных цветов".
На этом её, с позволения сказать, деятельность в кино завершается. Сложно назвать это полноценной режиссерской карьерой, даже одно из посвященных Драйвер эссе называлось "контркарьеризм". Действительно, снять три разных по тематике и киноязыку фильма в течение 12 лет, а потом оставить режиссуру - так себе кинокарьера. Тем не менее, хоть каждый из этих фильмов и не шедевр, внимания и возможно просмотра они достойны.
Обзор карьеры Сара Драйвер в 3-х фильмах
Вы не я (You Are Not I), 1981
В 1980-м Драйвер дебютирует в качестве актрисы в первом фильме Джармуша "Отпуск без конца", а уже через год снимает собственный игровой дебют. К слову, в этом среднеметражном фильме (всего 50 минут) Джармуш исполнял обязанности оператора. Когда бюджета нет (всего на фильм было потрачено 12 тысяч долларов, из них две трети на постпродакшн), приходится полагаться на друзей и знакомых. "Вы не я" - история пациентки психиатрической лечебницы, которую доставили домой к сестре из-за неразберихи в следствии аварии. Чувствуется, что идеи у Драйвер есть, но с темпом у фильма не всё так гладко: для 50 минут фильм ощущается изрядно затянутым.
Лунатик (Sleepwalk), 1986
Режиссерский дебют Драйвер выглядит как фильм Рауля Руиса, снятый в стилистике Амоса По и Джима Джармуша. Последний опять поработал оператором. В отличие от первого киноэксперимента в этот раз в распоряжении Драйвер был хоть какой-то бюджет, а также сценарий, балансирующий на грани грёз и реальности. Получилось то ли городское фэнтези, то ли магический реализм, хотя воспринимать происходящее на экране буквально достаточно трудно. В ролях второго плана задействованы молодые нью-йоркские актеры Тони Тодд и Стив Бушеми.
Когда свиньи полетят (When Pigs Fly), 1993
Третий и последний художественный фильм, снятый Драйвер. Название фильма - идиома, аналогичная по значению русской "После дождичка в четверг". Самая крупномасштабная работа Драйвер. Оператором стал маститый Робби Мюллер, а главную роль исполнил уже известный в 1993-м актер Альфред Молина. Он играет опустившегося музыканта, проживающему в депрессивном американском пригороде, которому однажды подарили кресло-качалку. Проблема в том, что к креслу прилагаются говорливые привидения, рассчитывающие поквитаться с помощью героя со своим убийцей. Фильм выглядит и ощущается уже чем-то средним между нью-йоркским андеграундом и мейнстримом американского независимого начала 90-х.