Феминистский вестерн: кино, в котором женщина разрывает жанровый канон, берет в свои руки судьбу… и ружье (Часть 1)

Сегодня поговорим о самом НЕ женском жанре в кино…. А именно, о вестернах! Конечно, герои Дикого Запада — это прежде всего настоящие мужчины, а женщины там обычно скованы рамками определенных стереотипов. Но я посоветую 8 очень женских вестернов, которые не оставят вас равнодушными!

Сегодня поговорим о самом НЕ женском жанре в кино…. А именно, о вестернах!

Друзья, эту статью также можно послушать🎧

🧨«Дуэль под солнцем» (1946 год)

Начнем с классики: продюсер и сценарист Дэвид О. Селзник, который не нуждается в представлении для киноманов, задумал повторить успех своих «Унесенных ветром». Как говорится в трейлере «Дуэли», это фильм 1000 запоминающихся моментов: романтических, приключенческих, комедийных и…. разбивающих сердце.

Постер к фильму
Постер к фильму

К слову, это самая крупнобюджетная голливудская картина своего времени. И да, в этом вестерне действительно много всего намешано и за 2 часа экранного времени вам точно не придется скучать. Монументальные, эффектные сцены с участием огромной массовки и табунов лошадей, взрывы поезда и богато убранные патриархальные интерьеры южно-американских усадеб, чувственные тайные свидания у пруда и страстные поцелуи. Многие кадры напоминают живописные полотна, их хочется поставить в качестве заставки на рабочий стол. Нужно заметить, что фильм был достаточно смелым для своего времени – откровенные сцены (которые сейчас смотрятся практически пуританскими), сексуальные и вызывающие наряды главной героини.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Перл – девушка-полукровка, бесстрашная дикарка, которая волею судьбы оказывается на ранчо богатых родственников и покоряет сердца сразу обоих сыновей его владельца - всеми уважаемого жесткого и властного Сенатора. Она пытается стать леди, но страстная натура рвется наружу. Конечно, экспрессивная игра актрисы Дженнифер Джонс и её грим под метиску, иногда вызывают вопросы, но через 10 минут просмотра с этим свыкаешься.

Промо-съёмка для фильма
Промо-съёмка для фильма

Мужчины здесь внешне один прекраснее другого, но вот понимания и нежности от ковбоев, которые чуть что хватаются за оружие, ждать не стоит. В итоге, мы получаем любовный треугольник, который можно разбить только выстрелом. Одного из сыновей, кстати, играет уже тогда признанный красавец Грегори Пек, до этого засветившийся у Хичкока. А потом будут и «Римские каникулы», и «Золото Маккены» и «Убить пересмешника» и еще много замечательных картин, которые возведут его в ранг суперзвезды. Роль второго сына и претендента на сердце Пёрл исполняет Джозеф Коттен из «Гражданина Кейна», то есть выбор у героини и правда непростой.

В остальных главных ролях также уже признанные легенды Голливуда. Но при этом, в картине нашлось место и для ярких второстепенных персонажей, которые добавляют колорита. Чего стоит чернокожая служанка, постоянно выдающая искромётные мемы про замужество.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В «Дуэли под солнцем», как и в «Унесенных ветром», женщине в суровых жизненных условиях приходится стать сильной, чтобы выжить. Но впервые это происходит в фильме жанра вестерн, где женщины всегда были разменной монетой. Картина умело сочетает в себе приключения и мелодраму.

Любовь или ненависть, что окажется сильнее? Особенно когда эти два чувства ты испытываешь к одному и тому же человеку?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Хэппи энда из этого точно не получится. «Дуэль под солнцем» оправдывает своё название, практически на физическом уровне источая жар и страсть, фильм до сих пор считается классикой и входит в различные списки «лучших вестернов» всех времен и фильмов с самой яркой и мощной развязкой. Он определено достоин вашего внимания.

🧨«Джонни-гитара» (1954 год)

Даже если вы не любитель вестернов, эта картина скорее всего придется вам по вкусу. Почему? Названа она в честь якобы главного героя, что является лишь формальностью, а по сути, главная героиня здесь - женщина: бесстрашная, независимая хозяйка салуна Виена.

Постер к фильму
Постер к фильму

Даже на афише с названием фильма «Джонни-гитара» отнюдь не Джонни, а героиня в исполнении актрисы Джоан Кроуфорд.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальше еще интереснее... антагонист тоже женщина, но уже владелица банка. Правда с толпой вооруженных мужиков за спиной и этой армией она умело управляет. А что, ведь мы женщины – это умеем. И вот, две сильных и уверенных в себе женщины делят мужчин, землю, власть в городе и деньги.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Режиссер этой картины Николас Рэй уже через год снимет «Бунтаря без причины» и подарит поп-культуре таинственную и очень рано сгоревшую звезду Джеймса Дина, культ вокруг которого продолжает жить и сейчас, поэтому этот фильм как-то остается в тени последующих ярких работ. А ведь ему есть что сказать. «Джонни-гитара» опрокидывает каноны жанра – это уже ревизионистский вестерн. Мужчины здесь напоминают антураж, картонные фигуры для массовки, которые используются на крупных планах.

На съёмочной площадке фильма
На съёмочной площадке фильма

К преимуществам этого вестерна можно отнести: увлекательный и напряженный сюжет, добротный юмор и хорошо прописанные диалоги, тонкая игра на уровне микромимики актёров, взгляда, эстетика тоже радует: цветовые решения и образы главной героини в фильме, живописные общие планы и четко выверенные мизансцены.

Однозначно, советую к просмотру, девичий вестерн «Джонни -гитара». А еще здесь звучит невероятной красоты одноименная песня легендарной Пегги Ли, которая нескольких строчках рассказывает историю любви на всю жизнь...

🧨 «Баллада о маленькой Джо» (1993 год)

Переходим к современности, и тут стоит начать с первого в мире вестерна снятого женщиной, где главная героиня – тоже женщина. В русском переводе этот фильм называется «Баллада о маленькой Джо», но на самом деле, в оригинале не очень-то понятно «О маленькой или о маленькОМ Джо». Потому что главная героиня - женщина, которая претворяется мужчиной. Причем история реальная, женщина всю жизнь прожила, как мужчина и только после смерти её небольшой секрет был раскрыт. Во времена Дикого Запада у женщины, которой не повезло родиться в богатой семье, особого выбора не было, всего два пути – удачно выйти замуж или стать проституткой.

Постер к фильму
Постер к фильму

Жозефине Монаган повезло, но потом она оступилась – за что и была выгнана из дома практически на улицу. Ну, как на улицу, в лес и на дорогу, где со всех сторон поджидает опасность. Ей пришлось надеть мужскую одежду, что кстати было запрещено законом, обрезать волосы и изуродовать своё лицо, чтобы больше походить на мужчину. Малыш Джо – её новое имя, она пошла по третьему пути – стать мужчиной, просто ради того, чтобы выжить. Это очень феминистское кино, хотя выпущен фильм в 93 году. Но он нереально попадает в сегодняшнюю повестку. Мужчины здесь сплошь грязные, мерзкие, храпящие животные, готовые на всё ради денег.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Я когда-то в детстве видела этот фильм и впечатление он произвел очень сильное именно ощущением беззащитности и уязвимости женщин в мире мужчин. Но когда я пересматривала его уже сейчас, будучи взрослой, главная героиня очень вдохновила меня своей силой, о которой она сама и не догадывалась, пока обстоятельства не сложились так – ты либо будешь сильнее мужчин и победишь, либо тебя убьют, а перед этим еще и изнасилуют. Опять же от многообразия выбора, как мы сейчас, тогда не страдали.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мэгги Гринволд, которая выступила и сценаристом, и режиссером сделала картину феминистскую, но без нравоучений, живую и захватывающую, многогранную. Показав также, что и быть мужчиной – это не только носить брюки и метко стрелять. Эта история мало кого оставит равнодушным, учитывая реальность всего произошедшего. Может показаться, что Гринволд сгущает краски, но мне думается, что в реальности всё обстояло гораздо хуже. «Баллада о маленькой Джо» определенно стоит просмотра, хотя бы ради того, чтобы осознать то богатство возможностей, выбора, прав, которое мы с вами женщины имеем сейчас и начать это ценить.

🧨 «Последний рейд» (2003 год)

В оригинале «The Missing» - картина, которая участвовала в основной программе Берлинского кинофестиваля в 2004 году. Почему стоит смотреть? Во-первых: это действительно художественный фильм с большой буквы, во-вторых: по форме ревизионистский вестерн, по содержанию – тонкая семейная драма, а в-третьих: отличный актерский состав.

Постер к фильму
Постер к фильму

Если вы посмотрите трейлер, то скорее подумаете, что это триллер с элементами хоррора. Определенно, фильм сложный, многослойный и сочетает в себе несколько жанров. Одна из главных линий – отношения дочери и бросившего давным-давно их семью отца. Это естественно сделало из нее сильную женщину и в таком же духе, она воспитывает своих дочерей. Одна из которых очень хочет быть леди – модно одеваться, гулять на ярмарках и проводить время с друзьями, а приходится разделывать тушу оленя, пасти скот и доить коров.

Блудного отца героини Кейт Бланшетт играет Томми Ли Джонс и воплощает на экране очень интересный образ -мужчины ищущего, идущего вдаль, пока летит сокол перед ним, как он сам говорит. Он не просто ушел из семьи, а примкнул к индейцам и поэтому выглядит и говорит соответственно.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Получился глубокий и колоритный персонаж, затрагивающий много психологических вопросов и еще больше ставящий их перед зрителями. О том, как трудно мужчине оставаться на одном месте - с одной семьёй, о неспособности привязываться и нежелании ограничивать свою свободу, о стремлении самому быть подобно птице, парящей в небе.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сюжет фильма разворачивается уже в самом конце войны с индейцами - их отправляют в резервации, но не стоит забывать, что многие из них обладают магическими знаниями и способностями, отсюда и произрастает составляющая хоррора в фильме. Мэгги, в исполнении Кейт Бланшетт, сама содержит ранчо, управляется со скотиной и ружьём, эффектно колит дрова и невероятно красиво смотрится в седле, состоит в достаточно свободных отношениях с мужчиной, где скорее она главная. Поэтому, когда ее старшую дочь похитили индейцы, она пойдет на все, чтобы ее спасти, она привыкла сама решать проблемы.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Бланшетт, как всегда, играет отлично, но мне хочется отметить юную актрису Дженну Бойд, которая ей не уступает. За что и была номинирована на награду американской премии «Сатурн», как лучшая молодая актриса 2004 года. Она здесь младшая дочь – копия матери с сильным характером и стальной волей. Таким образом, даже в одной семье перед нами два типа женщин, за реакцией которых на одну и ту же ситуацию интересно наблюдать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

И на второстепенных ролях впечатляющий состав – Аарон Экхарт, Вэл Килмер, Элизабет Мосс, которая стала сейчас очень популярной после главной роли в «Рассказе служанки». Сдержанная цветовая гамма, подчеркивающая драматическую атмосферу, в отличие от классического вестерна с буйными красками и красиво снятые сцены скачек, в основном женских, безусловно радуют глаз.

Фильм поставлен очень крепко, смотрится на одном дыхании, даже если вы терпеть не можете вестерны, мне кажется, что «Последний рейд» вы оцените. Отдельное спасибо хочется сказать за саундтрек Джеймсу Хорнеру, который, кстати, приложил руку к музыкальному сопровождению «Титаника», «Джуманджи», «Игр разума» и «Чужих». В фильме, как говорится, все сложилось.

Вторая часть подборки 👇

Друзья, здесь я пишу о кино, книгах, творчестве. Большое внимание уделяю женским образам и проблемам в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую списки книг, которые помогут в определённой жизненной ситуации. Если вам хочется смотреть интересные фильмы, читать хорошую литературу, то подписывайтесь на мой канал:*

Вам могут быть интересны другие мои статьи: