Продолжаем говорить о самом НЕ женском жанре в кино…. А именно, о вестернах! И продолжаем список самых интересных, с точки зрения переосмысления женских образов, картин.
🧨«Быстрый и мёртвый» (1995 год)
Фильм, который знают и любят все люди моего поколения, а для зрителей более молодых он станет открытием. «Быстрый и мертвый» можно посмотреть только ради сцены, как 21-летний Ди Каприо в шляпе и с кольтом наперевес кадрит 37-летнюю Шэрон Стоун. Кстати, она так хотела, чтобы в фильме снимался Лео, что дала деньги на оплату его гонорара.
Ди Каприо тут еще очень молод, его и зовут Малыш. Тогда еще никто не мог предполагать, что карьера актёра сложится так удачно. Какое-то время спустя после этой работы уже случились судьбоносные «Ромео и Джульетта» и, конечно же, «Титаник». Кстати, самая первая роль у него была в «Санта-Барбаре» - он играл внука Сиси Кэпвелла. Вспоминая, как выглядит актёр сейчас, ощущаешь, насколько быстро летит время. Само название «Быстрый и мертвый» -можно воспринимать, как метафору человеческой жизни.
Вестерн режиссера Сэма Рэйни – это и оммаж классическими спагетти-вестернам, и определенная ирония по отношению к ним. Тут мы снова сталкиваемся с архетипическим для этого жанра отношением к женщине. Но Шэрон Стоун здесь «2 в 1» - леди-ковбой: загадочная, сильная, независимая и невероятно красивая и, конечно же, одержимая жаждой мести. Она сама выбирает и судьбу, и мужчин.
«Быстрый и мёртвый» снят действительно красиво, поэтому привлекает в нем не столько довольно классическое содержание, сколько форма. Здесь нет стремительных погонь, почти все действие происходит на одной улице, иногда перемещаясь в салун, но за счет интересных операторских решений повествование настолько динамичное, что фильм захватывает с первых минут. Подвижная, очень живая камера, классическое вестерновое кадрирование перемежается необычными и неожиданными ракурсами.
Камера часто переходит в субъективную позицию и мы становимся участниками происходящего, оказываемся в самой гуще заварушек в салуне, например. В картине преобладает очень приятная тёплая, песочная цветовая гамма, а образ Стоун интересно рассматривать и можно даже почерпнуть в нем вдохновение для повседневных образов, учитывая, что сапоги-казаки и ковбойские мотивы находятся в модных топах уже несколько сезонов подряд.
«Быстрый и мёртвый» Сэма Рэйни незаслуженно забытый для большинства фильм, но обязательная часть коллекции всех истинных любителей вестернов!
🧨«Местный» (2014 год)
«Нерассказанная история Запада» - так звучит слоган фильма Томми Ли Джонса, который здесь отвечает и за сценарий, и за режиссуру, и за одну из главных ролей. Спродюсировал "Местного" Люк Бессон.
Это далеко не первый фильм, где агент Кей расположился в режиссерском кресле. Особенно отмечена вниманием и наградами в Каннах и не только, была его работа «Три могилы». Повторить успех не получилось, «Местный» в тех же Каннах, что называется не зашел, да и в США вышел в ограниченный прокат. И даже участие Мерил Стрип не помогло.
Итак, вестерн - роуд-муви, где четыре женщины (три из которых сумасшедшие и не в состоянии даже обслужить себя) и Томми Ли Джонс едут из Небраски в Айову, а вокруг дикий запад, со всеми вытекающими.
Для многих фильм получился слишком мрачным (местами его просто физически больно смотреть), затянутым, с неоднозначной, но в тоже время депрессивно-шальной концовкой. И крамольный вопрос «что хотел сказать автор» повисает в воздухе. Как раз, неясность авторского высказывания оставляет зрителя в полном смятении после двух часов просмотра. У вас остается мысль о том, что мир суров, особенно по отношению к женщине, жизнь тяжела и беспросветна, в принципе, а еще мы все умрём, не оставив никакого следа в мире и о нас особо никто и не вспомнит. Ведь человеческая память коротка, как и жизнь.
Зачем же все же смотреть «Местного»? Во-первых, ради нетривиального сюжета и угла зрения: режиссер-мужчина пытается рассказать историю не только о храбрецах-ковбоях, покоряющих Запад или о фермерах, пытающихся накормить семью, а о том, что происходило в это время с женщинами: как они теряют детей, надежду и разум.
Томми Ли Джонс говорит о женской уязвимости и силе одновременно, а еще о том, что даже самой сильной женщине все же нужен мужчина. Главную героиню сыграла Хилари Суонк и это определенно одна из самых драматических и ярких её ролей.
🧨«Железная хватка» (2010 год)
Картина братьев Коэн, спродюсированная Стивеном Спилбергом, открывала 61-й Берлинский кинофестиваль. Это ремейк фильма «Настоящее мужество» 1969 года, который в свою очередь поставлен по роману Чарльза Портиса.
Классический сюжет – взрослый, умудрённый опытом, потерявший интерес к жизни, которого, казалось бы, ничем не проймёшь и ребенок, который изменит жизнь первого навсегда. Главная героиня в исполнении Хейли Стайнфелд – девочка 14 лет хочет отомстить за смерть отца и нанимает охотника за головами, ковбоя в исполнении Джеффа Бриджеса.
Да, он уже не молод, любит выпить, за словом в карман не лезет и вообще у него только один глаз, но от него еще никто не уходил. И главная героиня, несмотря на возраст, без страха идёт на пролом в прямом и переносном смысле. В общем, то, что нам надо. Второго ковбоя играет Мэт Деймон, которого в таком амплуа наблюдать непривычно и от того очень интересно.
Как всегда, в фильмах Итана и Джоэла есть толика мрачного юмора, яркие эпизодические герои и детали, которые создают неповторимую "коэновскую" атмосферу. Во многих топах современных вестернов данный фильм стоит на первом месте. И у него 10 номинаций на Оскар, кстати. Так что об этом фильме много говорить не стоит, его нужно посмотреть и прочувствовать. Тем более, что в конце, как всегда у братьев, зрителя ждёт сюрприз.
🧨«Забытые Богом» (2017 год)
И, конечно же, невозможно обойти вниманием мини-сериал «Нетфликс» - «Забытые Богом», где исполнительным продюсером стал Стивен Содерберг.
В центре повествования город Ла Белль – город, где нет мужчин. Почти все они погибли в шахте и теперь женщины строят сами и дома, и свою жизнь. Одним из главных преимуществ сериала можно назвать его визуальную составляющую. Режиссером и сценаристом здесь выступает Скотт Фрэнк, который снял нашумевший «Ход королевы», а до этого - «Логана».
Но в «Забытых Богом» красота повествования сочетается с реализмом и постоянно зашкаливающим градусом насилия и жестокости, что иногда создает ощущение невыносимости происходящего. Вот и кажется, что Бог и правда забыл про этот мир. С первой серии жительницы города ждут нового проповедника, но он все не едет…
Главного злодея играет Джефф Дэниэлс, на что уже интересно посмотреть. Актёр, которого мы привыкли видеть в комедийном амплуа и только положительных ролях воплощает в себе абсолютное зло, таскает с собой собственную отрезанную руку, пока она разлагается, мнит себя священником-мессией, постоянно цитирует Библию и расправляется с целыми городами, включая женщин и детей. Ему противостоит бывший подельник, приёмный сын Рой Гуд, да почти что Робин Гуд, восставший против отца.
На протяжении 7 часов вас не покинет мрачное ощущение безнадежности и того, что вы будто попали на выжженную постапокалиптичную землю, где ничего не растёт и где нет возможности хоть куда-то спрятаться от опасности. Для мистики тоже нашлось место: есть и видения, и индейские духи, и шаманы. А еще, сюрприз для поклонников «Твин Пикса».
Особое удовольствие наблюдать, как Рой Гуд, наделенный даром общения с лошадьми, приручает, объезжает их. Этим животным здесь вообще уделено много внимания и экранного времени, сняты они с любовью и невероятно красиво.
Недостатки у сериала тоже есть – сюжетные провисания, растягивание хронометража, множество намеченных линий, которые позднее были забыты и подвешены в воздухе, неясность мотивов действий некоторых героев. И, конечно, любое кино про прошлое - это на самом деле осмысление настоящего. Поэтому на протяжении всех эпизодов мы вместе с героинями будем размышлять над актуальными для нас сейчас темами. Что же такое женственность? Как в суровом мужском мире выжить и при этом оставаться женщиной? Иметь или не иметь детей? Что такое идеальный партнёр и как его выбрать?
Да, сериал упрекают в эксплуатации феминистской повестки, но перед нами очень интересная галерея ярких героинь: немногословная и сдержанная хозяйка ранчо, потерявшая двух мужей и воспитывающая сына, которая сначала стреляет, а уж потом задаёт вопросы; сестра шерифа, практически превратившаяся в мужчину: не носит платья, чистит корсетом ружьё, умеет принимать трудные решения и влюбляется в проститутку-учительницу, но при этом не теряет в себе настоящее женское; утонченная художница из Германии, предпочитающая разъезжать на лошади абсолютно нагой, но в финале прекрасно владеющая оружием и стреляющая из обеих рук.
«Забытые Богом» отдают дань настоящему, но и безусловно обогащают жанр вестерна новыми темами, мотивами и типажами героев. Это действительно интересная работа.
Приятного просмотра! Буду рады, если посоветуете для просмотра свои варианты женских вестернов.
А еще, меня можно слушать, а не только читать:)
Первая часть подборки здесь👇
Друзья, здесь я пишу о кино, книгах, творчестве. Большое внимание уделяю женским образам и проблемам в искусстве. Занимаюсь библиотерапией и публикую списки книг, которые помогут в определённой жизненной ситуации. Если вам хочется смотреть интересные фильмы, читать хорошую литературу, то подписывайтесь на мой канал:*
Вам могут быть интересны другие мои статьи: