Территория старого кладбища на улице Родионова, которой долгое время не уделялось должного внимания, внезапно оказалась в центре конфликта местных жителей. Камнем преткновения стало возведение церкви на территории бывшего кладбища около ЖК «Маяк». На сайте городской администрации опубликованы результаты общественных обсуждений. Из них следует, что против возведения церкви в этом месте проголосовали около 88% от общего числа опрошенных. Дальнейшая судьба территории окончательно не решена, но активисты каждой из сторон активно приводят аргументы в защиту своей точки зрения. И эти аргументы не лишены оснований. PolitBook разбирался в сложившейся ситуации.
Дело 2016 года
Идея построить в сквере храм апостола Тимофея и великомученицы Татианы была высказана Нижегородской епархией еще в 2016 году. Площадку возле него она также обещала благоустроить за свои средства. Пять лет идея оставалась только на бумаге. В 2021 году региональное министерство градостроительной деятельности подтверждает, что строительство в силе. На запрос ведомство отвечает, что в сквере действительно планируется построить приходский храм вместимостью до 250 посетителей.
«Параметры планируемого объекта соответствуют требованиям градостроительного и экологического законодательства в отношении озелененной территории. Полностью сохраняется планировочная структура рекреационной территории, предполагается комплексное озеленение всей территории сквера. Кроме того, проектом предусмотрены рядовые посадки деревьев и кустарников за границами участка по его периметру. При рассмотрении документации получены все необходимые согласования в горкомэкологии Нижнего Новгорода», - следует из ответа Минграда.
Но, как оказалось, не все жители ЖК «Маяк» одобряют запланированное пятью годами ранее строительство. Итоги общественных слушаний, которые проводились с 11 июня, сказали сами за себя: из 194 человек за строительство храма высказалось всего 23 человека. Все остальные участники обсуждений – 170 человек - выступили за сохранение сквера.
Вырубка неизбежна?
По мнению противников строительства религиозного объекта, возведение храма площадью 524 квадратных метра означает, что вырубка деревьев не просто будет, а будет масштабной.
«Ведь что такое храм на 250 человек? Это котлован под капитальный объект, прокопка траншеи под водопровод, канализацию, отопление и освещение, плюс проезд спецтехники, - поясняет в беседе с PolitBook Председатель Союза попечительских советов парков города, градозащитница Мария Попова, - поскольку дорогу в сквере проводить нельзя, проект предусмотрел использовать для этих нужд пешеходную. Предлагается сделать ее такого качества, чтобы она выдерживала проезд тяжелых машин, то есть пешеходную дорожку предлагается сделать с расчётом для автотранспорта».
Также, по ее словам, у каждого капитального объекта, согласно строительным нормам, должна быть парковка и контейнер для мусора, но организовать их негде. Соответственно, прихожанам храма придется использовать машиноместа, принадлежащие ЖК «Маяк», где и так непростая ситуация.
Что касается самого сквера, то он представляет собой «маленький лес», который служит «идеальным ограждением для защиты от шума с дороги». И его было бы очень жаль потерять.
«В случае застройки под вырубку может пойти несколько десятков стволов. Единственное объяснение, которое дали представители РПЦ на встрече с жителями: «Деревья там старые». Но это не означает, что все они аварийные», - считает Мария Попова, напоминая, что именно эта территория – ЖК «Маяк» - победила в рейтинговом голосовании по ФКГС. Это означает, что работы по приведению ее в порядок начнутся уже в 2022 году.
«Люди вносят свои предложения, и сразу же лоб в лоб возникает проект религиозной застройки, который жителям, по большей части, не нужен», - считает градозащитница. Кроме того она подчеркивает, что спустя 30 лет территория кладбища является теперь «официальным отопом», то есть озелененной территорией общего пользования, в областном реестре выложена официальная схема и название зелёной зоны у ЖК "Маяк".
Жителей ЖК, выступающих против строительства, поддержала депутат Городской думы Нижнего Новгорода Оксана Дектерева. По ее словам, появление храма неминуемо приведет к сокращению границ озелененной территории. «Когда мы с жителями обсуждали проект благоустройства, пришли к общему мнению, что это должна быть концепция «тихого» сквера. Важно установить освещение и лавочки, привести в порядок дорожки и ограждения, провести озеленение», - отметила Дектерева.
Память о людях
Сторонники застройки считают, что возведение храма на кладбище – вполне логично, поскольку это подкреплено давней православной традицией, а сквер на Родионова не что иное как территория бывшего кладбища Старо-Преображенской церкви. История этого кладбища берет начало в 1880 году. Там всё еще лежат останки усопших в конце XIX, в XX веках.
«Церковь могла бы обозначить эту территорию как место захоронений, - высказал свое мнение PolitBook директор благотворительного фонда «Преображение-НН» Сергей Шустов, - на кладбище нашли последний приют многие известные люди. Среди них заслуженный учитель, математик и астроном Василий Адрианов - дед известного нижегородского писателя и поэта Юрия Адрианова, комендант кремля, генерал-майор Сергей Асеев и многие другие. Кроме того, во время Великой Отечественной войны здесь хоронили солдат, умерших от ран в госпиталях Горького. Как правило, это были братские могилы и этому есть документальное подтверждение. Сейчас мы занимаемся тем, что пытаемся восстановить списки похороненных здесь людей. Кладбище просуществовало более сотни лет, можно сказать, что на нем покоится три поколения людей», - пояснил наш собеседник.
Сейчас о том, что на данной территории было кладбище, напоминают редкие сохранившиеся таблички, украшенные искусственными цветами, единственный уцелевший крест. Историческую ограду, по словам Сергея Шустова, уничтожили. Теперь важно сохранить входную группу, признанную объектом культурного наследия.
Кстати, молодые нижегородцы, которые приобрели квартиры в новом жилом комплексе на улице Родионова, даже не слышали о том, что на месте зеленого участка рядом с их домами когда-то было кладбище.
«У многих из тех, кто поддерживает строительство церкви, здесь похоронены предки. Почему мы так мечтаем возвести там храм или часовню? Это элементарное уважение к памяти умерших. И мы хотим, чтобы через 30, 40, 50 лет тут не сделали «шашлычку» и не поставили карусель или дом. Если поставят часовню, на территории вокруг него будет порядок, а сама она необходима для поминовения усопших», - сказал наш собеседник
Относительно вырубки деревьев, Шустов пояснил: «Знаю, что местные жители ратуют за сохранение на этой территории деревьев. Но, насколько мне известно, администрация проводила обследование этих всех деревьев, и каких-то ценных пород там выявлено не было. Даже если бы при строительстве храма что-то вырубалось, епархия обязательно высадила бы новые деревья. Посмотрите на все те храмы, которые построены у нас в епархии, они все благоукрашены, территории вокруг них приведены в порядок».
К тому же, отмечает наш собеседник, именно по инициативе епархии на сайте мэрии запускались июньские общественные слушания: нужен ли храм на этой территории спрашивали у самих нижегородцев.
Закон есть закон
Общественных слушаний и проектов вообще не должно было быть, если бы власти действовали по закону, считают противники строительства. Они ссылаются на закон (ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле», ст. 16, п. 6), который утверждает, что использование территории погребения разрешается только по истечении 20 лет с момента его переноса. До этого времени места захоронений могут быть использованы только под зеленые насаждения.
Законом действительно запрещено строительство зданий и сооружений на озелененных территориях, но это не относится к объектам религиозного назначения, прокомментировали высказанное недовольство в региональном Минграде. Что касается парковки, то она «предусмотрена за границей сквера». Проезд к зданию строить не планируется из-за существующих ограничений.
Такие же аргументы приводит и имущественно-правовой отдел Нижегородской епархии РПЦ, как следует из письма, которое получили жители ЖК «Маяк». «Традиционно размещение храма-часовни на территории кладбища ставит целью сохранить память об усопших и указать на необходимость бережного отношения к местам захоронения. Вблизи храмов всегда проводится благоустройство территории и поддерживается более высокий уровень общественного порядка: запрещается курение, распитие спиртных напитков, нецензурные высказывания», - сообщили в епархии.
В случае обнаружения останков их пообещали перезахоронить в специально отведенном подвальном помещении храма, а на месте старых и поврежденных деревьев осуществить компенсационное озеленение. Также в епархии добавили, что строительство религиозного объекта не противоречит планируемому благоустройству, которое должно быть реализовано по программе «Формирование комфортной городской среды».
Из года в год
«История, связанная с религиозной застройкой началась не сегодня, но берет начало еще в 2016 году, когда депутаты Законодательного Собрания приняли норму, разрешающую строительство капитальных религиозных объектов на озелененных территориях общего пользования в парках и скверах, - говорит Попова, - попробуйте найти где-нибудь в СМИ за апрель 2016 года перед принятием этой нормы какие-нибудь дискуссии. Вы их не найдете. Эту норму ввели «втихушку», понимая, что она, скорее всего, будет непопулярной у населения. В том же году в городе под религиозную застройку было выделено сразу 3 сквера: сквер на Вождей Революции, сквер на Родионова 24 и сквер на Прыгунова. Вспомните, как в 2018 году жители сопротивлялись строительству религиозного объекта это в парке Дубки, а в 2019-ом отстаивали сквер на Прыгунова.
И вот сейчас, в 2021-ом, жители всё также отстаивают свою зелёную зону уже на Родионова. Ситуация повторяется из года в год. И, хочу заметить, что среди тех, кто выступает в защиту зеленой зоны, есть и православные, верующие люди. Все, что хотят местные от этой территории - просто ее благоустроить», - отмечает градозащитница.
Сейчас нижегородцы ждут окончательного вердикта властей по поводу этой ситуации. Судьба сквера до сих пор остается неопределенной.
СПРАВКА
Кладбище на территории «Маяка» появилось во второй половине XIX века. Оно принадлежало Спасо-Преображенской церкви слободы Печёр. В метрических книгах оно значится приходским кладбищем, а местные жители его называли «На выселках» или «У варенного» (оно находилось напротив варенного завода). В годы Великой Отечественной войны здесь хоронили умерших в госпиталях Горького. С середины 50-х на кладбище хоронят всё реже, оно постепенно приходит в запустение. В 1988 году по решению горсовета его территория была приспособлена под зону отдыха, сохранившиеся надгробия снесены.
Анастасия Шохина, материал опубликован 21.07.2021 в PolitBook
Подписывайтесь на наш телеграм-канал PolitBook
Сайт PolitBook уже несколько лет рассказывает читателям о том, что происходит в Нижегородской области. Мы стараемся поднимать самые острые вопросы, давать слово всем сторонам, общаться с самыми интересными спикерами.