Продолжаем читать произведения Н. В Гоголя и составлять своеобразную энциклопедию еды русской и украинской кухонь.
Сегодня заглянем в гости к супругам Товстогубам Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне, которые проживают в одной из деревень Малороссии.
Два старичка доживают свой век, заботясь друг о друге. Старички очень гостеприимны, любят вкусно и сытно поесть сами и накормить гостей. Эдакая, тихая, спокойная размеренная жизнь, патриархальный быт.
Героев повести Н.В. Гоголь списал со своих деда – Афанасия Демьяновича и бабушки – Татьяны Семеновны Гоголь-Яновских.
День двух героев повести проходит от одной перемены блюд к другой. И кажется, что вся их жизнь прошла под знаком – когда и чего-нибудь съесть.
День Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны начинается рано. И по заведенному еще в восемнадцатом веке Петром Первом обычаю, оба помещика с утра пьют кофе.
«Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и как только двери заводили свой разноголосый концерт, они уже сидели за столиком и пили кофе»
После утреннего кофе, Афанасий Иванович беседовал с приказчиком, а затем опять обращался к Пульхерии Ивановне с вопросом, чего-нибудь закусить.
Выбор перекуса был разнообразен
«… разве коржиков с салом, или пирожков с маком, или, может быть, рыжиков соленых».
Коржики пеклись из пресного теста с добавлением шкварок из сала.
Позавтракав рыжиками и пирожками, старички коротали время до обеда.
Перед обедом, примерно за час, хозяин выпивал чарку водку и закусывал
«грибками, разными сушеными рыбками и прочим».
Затем следовал обед в двенадцать часов. Накрывался богатый стол с разными горшочками, которые источали аппетитные запахи. И разговор за столом тоже шел об еде и блюдах, которые кушали супруги.
"Кроме блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков с замазанными крышками, чтобы не могло выдохнуться какое-нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни. За обедом обыкновенно шел разговор о предметах, самых близких к обеду.
- Мне кажется, как будто эта каша, - говорил обыкновенно Афанасий Иванович, - немного пригорела; вам этого не кажется, Пульхерия Ивановна?
- Нет, Афанасий Иванович вы положите побольше масла, тогда она не будет казаться пригорелою, или вот возьмите этого соуса с грибками и подлейте к ней"
Затем следовал тихий час. Афанасий Иванович шел отдохнуть с часок.
После отдыха был небольшой перекус. В качестве перекуса могли быть арбуз, груши, если это было летом.
Дальше опять Афанасий Иванович шел на прогулку. Уж больно ему нравилось сидеть под навесом и глядеть, как в кладовую сновали девки, которые что-то вносили и выносили из нее в деревянных ящиках.
И опять была забота у Афанасия Ивановича – чего-нибудь перекусить.
После этого перед хозяином появлялись вареники с ягодами, которые он запивал киселиком.
Перед ужином помещик еще «кое-чего закушивал». Затем следовал ужин в половине десятого. День закачивался, но перекусы нет.
Супруги отправлялись в спальню, в которой было очень жарко всегда, что Афанасий Иванович часто просыпался, начинал стонать от болей в животе.
А Пульхерия Ивановна предлагала опять чего-нибудь перекусить.
«Кислого молочка или жиденького узвара с сушеными грушами».
И съедал тарелочку и ему становилось легче.
Даже, если Афанасий Иванович представлял самое страшное, что могло произойти с их домам – пожар, то хозяева могли бы жить в кухне или в кладовой с припасами еды.
Так проходил каждый день помещиков. Афанасий Иванович был озабочен тем, чтобы ему съесть, а Пульхерия Ивановна - как угодить своему суженому чем-нибудь вкусненьким.
Спасибо за внимание. До следующей встречи.