Замечали ли вы, что в зависимости от того, как мы воспринимаем человека в данный момент, наш голос может меняться от глубокого, наполненного любовью до тихого, зажатого, сдавленного, передающего ощущение страха?
«Потеря голоса», «сдавленность голоса», «ком в горле» — это ощущение, которое тесно связано с детской травмой. Как именно полученный в детстве опыт может мешать звучать и говорить?
Мы говорим с целью взаимодействия с внешней социальной средой.
Речь как таковая это сложный процесс, в котором происходит:
- восприятие внешнего мира (восприятие собеседника)
- сопоставление с нашими представлениями о реальности (понимание того, что нужно сказать и с какой целью)
- формирование слов и предложений на используемом в коммуникации языке (смыслы передаются конкретными словами)
- координация моторными центрами мозга процессов дыхания, фонации (звучания) и артикуляции (произношения).
Все эти процессы в той или иной степени могут быть автоматическими, неосознаваемыми. Важно же, что начинается эта цепочка автоматических или полуавтоматических действий именно с реакции на внешний мир — на собеседника или на ситуацию.
Первая причина потери голоса: у нас у всех есть базовое бессознательное восприятие мира — так называемые «базовые эмоции». Они формируются с раннего возраста при воспитании, при адаптации к той семье или социальной среде, в которой растет ребенок. То есть мир «по умолчанию» для человека либо хороший, либо плохой — и это восприятие связано с детским опытом.
Эмоции намного быстрее, чем мысли. Если человек приучен испытывать страх, как базовую эмоцию, то реакция в виде напряжения и спазмирования мышц будет часто проявляться автоматически. Прежде чем мы подумаем, мы успеваем испугаться. И если спазмируются, зажимаются диафрагма, постуральные мышцы, мускулы лица и шеи, то это и приведет к физической невозможности говорить свободно. Человек оказывается во власти эмоции, которую на самом деле не хотел бы проживать.
Вторая причина: свободная, спонтанная речь – то есть состояние, когда вы чувствуете, уверены, что вы можете говорить то, что хотите и как хотите, у нас чаще всего блокированы социальными установками.
С детства нас учат не реагировать на мир спонтанно, нас учат быть «какими-то», «рихтовать себя». Нас учат вести себя правильно с точки зрения той системы, в которой мы находимся. Именно поэтому такой затруднение вызывают публичные выступления — и даже просто разговор с малознакомыми людьми или обсуждение сложной ситуации.
Психика автоматически начинает решать задачу подстройки под систему. Человек, вместо того, чтоб выражать свои мысли так, как он желает и может, бессознательно пытается понять как ему в этой ситуации «нужно» или «можно» говорить. Как в детстве, где ребенок привык «мониторить» себя, чтоб не получить наказание или порицание. Ведь взрослые чаще всего учат детей что либо делать не через позитивное, а через негативное стимулирование — не через «как надо», а через «как не надо».
Этот самоконтроль, которым сопровождается речь в любой новой ситуации, рождает напряжение, которое приводит к потере голоса.
Таким образом, свободный голос, свободная речь — это речь, очищенная от самоконтроля и страха.
Большинство людей способны так или иначе преодолевать свои ранние негативные установки, но стрессовые ситуации, которые часто возникают именно в общении, провоцируют их проживание снова и снова. И по степени потери голоса мы можем судить о степени влияния детского травматического опыта на всю жизнь человека, не только на его речь.
Симптоматика потери голоса, речевого блока — это важный сигнал для психотерапевта о необходимости работы с базовыми эмоциями клиента.
_______________________
- Запись на консультацию по ссылке