Руководящее ядро партии и советского государства уже сформировалось к тому времени, когда в ноябре 1938 года Лаврентия Павловича назначили наркомом внутренних дел СССР. К слову, массовые репрессии, масштабы которых зашкаливали, резко снизились с его приходом на пост наркома.
Выступая с высоких трибун, Берия, как никто другой из когорты засидевшихся в своих кремлевских кабинетах соратников Сталина, догадывался о реальных «успехах» страны Советов.
После войны он уже и не сомневался в преимуществе политической и общественной системы, установленной в странах Западной Европы. Это, отчасти, и привело его к глубокому конфликту с руководителями КПСС, рассматривающих жизнь через призму марксистских догматов.
Будущее Германии
"ГДР – это тяжелая гиря, привязанная к ногам советской экономики", – примерно так утверждал Берия. Советский Союз постоянно будет оказывать ей помощь, вместо того, чтобы направлять средства в свою собственную экономику. А как иначе? ГДР должна стать показательной витриной преимущества "социалистического образа жизни" в противовес "загнивающему Западу".
Берия предлагал осуществить объединение Германии. Договориться с бывшими союзниками о выводе войск с германской территории. Соответственно, это объединенное государство должно стать нейтральным.
По мнению Лаврентия Павловича, Германия, в этом случае, будет навеки благодарна Советскому Союзу.
Молотов и Хрущёв были категорически против. Им очень хотелось иметь "витрину" на Западе. Но в итоге всё случилось в точности до наоборот. Восточные немцы стали массово бежать в Западную Германию.
Более того, в 1953 году в Восточной Германии начался "мармеладный бунт", переросший в восстание, подавленное советскими войсками. Парадокс заключался в том, что именно Берии было поручено разобраться с немецкими "товарищами".
Существует версия, что восстание в ГДР спровоцировали специально. Команда Хрущева начала готовить переворот. Нахождение Берии в Москве было опасно для них. 17 июня в Восточной Германии началась всеобщая забастовка, а 26 июня Берия был арестован по обвинению в измене Родине.
Не приветствовал Берия и аннексию Восточной Пруссии (Калининградская область). По его мнению, было бы достаточно расположить там несколько военных баз. Да и вообще он предлагал вернуться к старым границам 1939 года.
Польша
Лаврентий Павлович был противником насаждения социализма в Польше, да и в других странах Восточной Европы. Он понимал, что поляки никогда не будут испытывать к русским теплых чувств, имея такую богатую историю "дружбы" двух народов.
Лучше привлечь к формированию польского правительства членов эмигрантского кабинета в Лондоне, чем создавать коммунистическое правительство. Это правительство, по мнению Берии, было бы долгое время лояльно по отношению к СССР.
Когда ещё до войны решалась судьба пленных польских офицеров, то Берия предлагал их использовать как основу польской армии. Ведь война с Германией не за горами и эта армия будет очень полезна для СССР.
Ворошилов, Молотов, Каганович и Жданов в штыки приняли такое предложение Лаврентия Павловича. Им нужна была рабоче-крестьянская армия Польши, а не армия, в основе которой будут заложены принципы польских офицеров – классовых врагов.
Серго, сын Берии, в своих воспоминаниях об отце пишет, что Молотов после войны признал свою ошибку в польском вопросе.
Славянские страны
Берия предлагал создать две мощные славянские федерации – одно вокруг Польши, другое, вокруг Болгарии. Реализация инициативы возврата к старым границам, есть ничто иное, как намерение Берии присоединить земли Западной Украины и Западной Белоруссии к федеративному польскому государству.
Югославию, как надежного союзника СССР, Лаврентий Павлович не рассматривал. Разрыв с Тито было ошибкой Сталина, считал он. Лучше иметь Югославию, как дружественную СССР страну.
Западные славяне уже много веков смотрят в сторону Запада. Они уже давно принадлежат к западной цивилизации и чужды, если не сказать больше, России. Никакой интернационализм не в силах устранить это отчуждение.
Проарабская политика
В отличие от своих соратников, Берия считал ошибкой делать ставку на арабские страны. Поддержи СССР Израиль, и поддержка всей мировой еврейской диаспоры ему обеспечена. А помощь еврейского капитала не помешала бы восстановлению разрушенной войной экономики Советского Союза.
Сейчас то мы понимаем, что в позиции СССР по ближневосточному вопросу был допущен весьма большой перекос. Идеи социализма так и не дали свои ростки ни в одной арабской стране. А вот противодействие Израилю привело в конечном итоге к разнообразному проявлению исламского терроризма.
К сказанному выше
Предлагая указанные внешнеполитические инициативы Берия, скорее всего, не был в курсе секретных договорённостей между Рузвельтом и Сталиным. Молотов, который всегда выступал против инициатив Лаврентия Павловича, наверное, знал больше.
США, вступая в мировую войну, не ставили своей главной целью разгромить фашистскую Германию. Вытеснить старушку Англию из ее многочисленных колоний – вот основная цель США в этой войне. Ресурсы английских колоний должны служить американским монополиям.
Сталин также был заинтересован в развале колониальной системы. Здесь его интересы совпадали с Рузвельтом. Национально-освободительные движения в бывших английских и французских колониях есть очередной шаг в победе социализма во всем мире, полагал Сталин. Вот поэтому Сталину всегда удавалось находить общий язык с Рузвельтом, нежели с Черчиллем.
Вот и по послевоенному устройству государств Восточной Европы у Сталина и Рузвельта была своя договоренность. А нарушать свои договоренности Сталин совсем не хотел. Это, по сути, был раздел мира между США и СССР.
Неожиданная смерть Рузвельта нарушила все секретные планы и договоренности. К власти пришел Трумэн, ставленник другой финансовой группировки. Именно эти события привели в итоге к «холодной войне», а не к дружбе между США и СССР.
📌 Вашему вниманию: