Однажды случайно наткнулась на любопытный факт из биографии Исаака Ньютона. В очень молодом возрасте, в 21 год, он написал список из 45 вопросов, которые он собирался исследовать как ученый.
Это был амбициозный план, который, наверное, совсем не соответствовал ни его реальному статусу, ни возможностям. Там были вопросы об устройстве мира, о пространстве, о времени, о гравитации. Никто не гарантировал, что ученый в течение жизни узнает ответы на эти вопросы. Тем не менее, это было что-то, что было интересно лично этому человеку. И дальше Ньютон, удовлетворяя свой интерес, на большую часть этих вопросов ответил, открывая законы природы.
Вот, оказывается, как можно — просто написать себе план познания и последовать ему. Но Ньютон был великим человеком, он собрал амбициозные вопросы, соответствующие уровню развитию мысли в 17-м веке. А мы, что нам его пример?
Но можно посмотреть на это факт и иначе: стал бы Ньютон тем, кем он стал, если бы он не написал для себя список тем, которые позволяли задавать ему вопросы в своих исследованиях и получать на них ответы?
К психологу иногда приходят люди с жалобами на усталость от работы. Она дает статус, дает деньги, но не дает радости. Она банально перестала интересовать.
А иногда запрос другой — люди говорят: хорошо бы найти свое предназначение. Вот если бы удалось его найти — как записку с координатами клада, которую кто-то он нас припрятал. Тут начинается перебор вариантов, пресловутые «поиски себя»...
А может быть, просто поступить как великий ученый? Есть то, что вы делаете каждый день. Почему бы не предпринять очень конкретное действие: написать те глубинные вопросы, выяснение которых может вас вдохновить. Вопросы, касающиеся познания себя и мира в любых его проявлениях. Ньютон велик в этом конкретном случае тем, что буквально вдохновил сам себя — и это может делать каждый, способ очень простой.
Решит ли это проблему усталости? Во всяком случае — поможет решать ее.
Деньги, статус, успех — это факторы, которые обуславливают лишь внешний интерес к труду. На труд мы тратим самый дорогой ресурс жизни — время. И сама по себе внешняя материальная компенсация, внешний стимул, обретение статуса утраты времени компенсировать не могут.
Познание — это нечто принципиально другое, поскольку запрос здесь идет изнутри. Более того — определяется сутью человеческой психики как саморазвивающейся системы, с рождения активно познающей мир.
Человек может решить проблему потери смысла в работе, ставя вопросы, в которых ему интересно и важно дойти до самой сути, мотивируя себя отвечать на них и тем самым возобновляя в себе интерес к познанию.
Например, такие глубокие вопросы:
- Как развивается социум?
- Что является движущей силой развития общества и как на практике это влияет на внутреннюю свободу человека?
- Что такое любовь?
- Как законы математики, физики, геометрии отражают явления природы?
- Что такое красота?
- Что такое восприятие мира?
Работа перестает быть просто занятием, приносящим доход и удовлетворяющей нужды свои или общества, она становится способом практического познания.
Это включает очень сильный источник мотивации. Рождается интерес, ощущение смысла и эмоционального подъема, связанного не с внешними условиями, а с внутренним запросом. Деятельность и познание нового действует, словно «живая вода». Интегрируя полученные практические знания и навыки в ответы на глубинные вопросы.
И если говорить о способах выяснения предназначения человека — тут многое уже давно уже выяснено. Наша психика — это прежде всего инструмент познания, в том числе и познания самих себя, и мы можем дать возможность этому инструменту действовать очень активно. Поиск вдохновения, поиск смысла — это тоже часть ответственности человека за свою жизнь.
_______________________
- Запись на консультацию по ссылке