Найти тему

Правила и принципы мозгового штурма

Оглавление

Принять решение - легко, принять хорошее решение, как правило, трудно. Совместный процесс принятия решений увеличивает число альтернатив, дает возможность посмотреть на проблему со всех сторон.

Правила и принципы проведения мозгового штурма как коллективного метода принятия решений
Правила и принципы проведения мозгового штурма как коллективного метода принятия решений

Мозговой штурм - что это...

Мозговой штурм - это метод коллективной генерации идей, а также поиска и отбора наилучшего решения из предложенных.

Длительность: 10-15 мин для простых задач, 40 — 60 мин - среднее общепринятое, несколько часов для решения сложных, высокоинтеллектуальных задач.

Лучшее время для проведения: с 10 до 12 утра или с 14 до 18 вечера.

Хочешь запустить цепочку нестандартных решений, а мозговой штурм - слишком долго? Читай как провести брейнрайтинг за 15 минут.

Зачем он нужен, этот метод?

К методу мозгового штурма прибегают в ситуации, когда уже не удается справиться силами только высококвалифицированных специалистов, при необходимости поиска нестандартного подхода к поставленной задаче. Так же в тех случаях, когда ситуация кажется нерешаемой или специалист видит только шаблонные, стереотипные подходы.

Условия для проведения мозгового штурма

Для проведения необходим коллектив людей (например, группа специалистов, учащихся или сотрудников) и ведущий, а также помещение.

Оптимальным вариантом является группа из 10-12 человек. Совместная деятельность помогает найти наиболее оптимальные решения.

Функции ведущего:

  • информирование участников о правилах проведения мозговой атаки
  • контроль за соблюдением правил
  • фиксирование идей, предложенных участниками
  • контроль за ходом реализации метода
  • в редких случаях - итоговое принятие решения

Важным правилом метода является то, что при наличии в коллективе людей, занимающих различные должности, необходимо избежать фактора «согласия с начальством».

Подходы к проведению мозгового штурма

Подход 1. Участники высказывают идеи по очереди, в определенном порядке. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему. Ведущий фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам тоже рекомендуется свои идеи фиксировать на листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы. Принятие решения остается за руководителем процесса.

Подход 2. Второй подход - бессистемный, то есть каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. Идеи высказываются свободно и естественно. Когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать их по темам. Следует рассмотреть каждую из них, чтобы выявить наилучшие. На этом этапе тоже происходит выдвижение идей. Но эти идеи, основаны на выдвинутых ранее. Это направленно на то, чтобы сделать уже предложенные идеи практически применимыми. Они конкретизируются и развиваются. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное коллективное решение задачи.

Этапы проведения мозгового штурма

  1. Предварительный - постановка проблемы. Проблема должна быть четко сформулирована и понятна всем участникам. Формируется группа для участия в процессе штурма. В зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения определяется ведущий, распределяются прочие роли.
  2. Основной - генерация идей. К основным правилам данного этапа можно отнести неограниченного количество решений поставленной проблемы, полный запрет на отрицательную или положительную критику, так как оценка отвлекает от основной задачи, приветствуются абсолютно любые мнения, можно работать с уже предложенными идеями (например, комбинировать или улучшать). Успех штурма во многом зависит от этого этапа.
  3. Заключительный - группировка, отбор и оценка идей. В отличии от второго этапа, на заключительном этапе любая обоснованная критика и оценка приветствуются. Это позволяет определить наиболее подходящие варианты, подвести итог мозгового штурма.

Читайте также: 12 источников, чтобы стать гуру мозгового штурма