- Ты обидел Дашу. За что? – спрашиваю я Диму.
- Она вчера сказала, что не подставляла подножку Андрею, когда он выбегал из кабинета. Но, на самом деле, подставила. Он упал и получил травму.
Мы разговариваем с шестиклассником.
- Когда ты обидел девочку, какую цель ты преследовал?
- Я хотел, чтобы она созналась, в том, что сделала.
- А ты бы сознался, если бы ты подставил подножку?
- Я?! Нет! – Дима удивленно смотрит на меня. – Никто бы не сознался!
- А я бы сознался. – комментирую я.
- Ну, вы честный человек потому что!
- А ты, получается, нечестный? – уточняю.
- Честный, но иногда бывает, конечно…
- То есть, я должен поверить тебе больше, чем Даше, хотя ты говоришь, что бывает, так, что приходится иногда врать?
Молчание.
Молчание затянулось.
- Если Даша сознается, и скажет, что это она подставила подножку, что будет?
- Не знаю, просто…правда.
- Мне кажется, Даша уже сделала все выводы. Ну, во всяком случае, мне так показалось. Я вчера с ней разговаривал. Правду она знает.
P.S.: Это история не про то, что важно наказывать, и не про то, чтобы правду извлечь из человека любой ценой, это история про то, насколько каждый из нас готов работать над своими ошибками.
…но насилие извне точно нас отвлекает от этой работы, если ошибка нами уже замечена, принята и работа уже идет.