Понятие чистоты - одно из основополагающих в культуре, и оно имеет разные оттенки своего смысла. Чистота вообще всегда понималась двояко - как духовная и физическая. Обе ипостати связаны друг с другом в разных культурах по-разному. Например, в христианской традиции физическое считается менее значимым, чем духовное, отсюда и такие образы (особенно распространенные в средние века), как святой отшельник, который не мыт, не чесан, одет в какие-то вонючие лохмотья, но именно это становится еще одним штрихом к его святости, ведь духовно он лучезарно чист.
У мусульман же физическая и духовная чистота связаны гораздо теснее. Верующий обязан мыть руки перед молитвой, перед едой и после нее. Это показатель благочестия. При отсутствии воды производится символическое омовение. Это, кстати, говорит о том, что суть этого действия не в гигиене, а в ритуале. В этом смысле характерно и то, что левая и правая рука в исламской культуре воспринимаются по-разному, левая - "не чистая", поэтому именно ею пользуются при уходе за интимными частями тела, а правой едят, касаются ею других людей и т.п.
Духовная чистота фактически во всех культурах отождествляется с моральными качествами человека. Иное дело, какие именно качества имеются в виду. В русской традиции это прежде всего доброта, невинность, благожелательный взгляд на мир.
В начале 60-х годов прошлого века появились работы британского антрополога Мэри Дуглас, в которых она рассматривала отношение к чистоте и грязи в разных культурах, то, как это связано с ритуалами, поведением людей и символикой. Представление о нечистом, говорила Дуглас, прочерчивает границу между своим и чужим. Люди, выросшие в определенных культурных условиях, усваивая представления о чистоте и грязи, ведут себя соответственно, не задумываясь о своих действиях. Они для них естественны. Например, не есть из грязной посуды, мыть руки после посещения туалета и т.д.
Но эти правила могут вообще не работать среди представителей иной культуры. У них свои представления о чистоте и грязи.
Например, когда я вижу в американских фильмах, что люди приходят домой с улицы и не снимают обувь, и более того - в уличной одежде и в обуви ложатся в постель, или тут же, не помыв рук, начинают есть, мне становится некомфортно. Для меня такое зрелище - пример нечистоплотности. Думаю, не только россияне, но и представители азиатских культур содрогаются при виде разгуливающего по дому человека в сапогах.
Это и говорит о том, что понятие чистоты относительно. Оно тесно связано с пониманием порядка, а оно отличается в разных культурах.
Исходное понимание чистоты существовало не в гигиеническом, а в символическом смысле. Например, многие люди и сейчас верят, что очищает молитва, или окуривание дымом, или заклинание, или прохождение какого-то обряда, так и называемого очистительным. В таком случае, разумеется, речь идет не о телесной чистоте, а духовной.
Но, заботясь о чистоте души и помыслов, игнорировать чистоту тела и окружающего пространства в современном мире невозможно. "В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли", - известное выражение Антона Павловича Чехова. Замените слово "прекрасно" на "чисто" - и смысл высказывания мало изменится.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Потрясающий памятник, который я мечтал увидеть с детства: Граждане Кале