Найти тему
HighWay to Heaven | #HWtH

Ford Fiesta Rally4. Два в четыре.

С введением FIA новой структуры классов ралли, включающей Rally1 и 5 групп (где Rally1 - это новое название для WRC, Rally2 заменяет R5 и т.д.), t M-Sport первой вышла из гаража с версией Rally4 своей Fiesta в начале 2020 года.

M-Sport является уникальной организацией в WRC. Несмотря на поддержку производителя Ford, она не является "заводской" командой, как Toyota и Hyundai. Вместо этого, под руководством основателя Малкольма Уилсона, M-Sport зарабатывает на жизнь созданием раллийных автомобилей (наряду с растущим числом проектов для других производителей комплектующих, таких как Bentley GT3). С ростом затрат в Rally1 / WRC, компания продает очень мало автомобилей высшего класса, полагаясь на продажи своих машин R5 и R2.

По сути, Rally4 - это обновленный набор правил R2, и для M-Sport Rally4 Fiesta на базе Mk8 - это модернизация ее последнего автомобиля R2, омологированного в 2019 году. Компания первой осознала потенциал 1,0-литровых двигателей с турбонаддувом в этом классе (в отличие от 1600-кубовых с атмосферной подачей воздуха), когда выпустила Mk7 Fiesta R2 в 2015 году. С тех пор компания усовершенствовала комплектацию, чтобы улучшить характеристики и идти в ногу с изменениями в регламенте.

Подводя итоги последних изменений, Мацей Вода, возглавляющий M-Sport Poland, где собираются автомобили R2 / Rally4, комментирует: "Новый [2019] R2 был создан на основе обновленного регламента, который позволил нам использовать другой турбокомпрессор [отличный от штатного блока дорожных автомобилей]. Мы внесли много изменений в автомобиль, так что эта версия была почти полностью новой. Сейчас, с появлением Rally4 [по сравнению с R2], в правилах появились небольшие изменения, которые, например, позволяют использовать вентиляционные отверстия на капоте для улучшения охлаждения".

Класс R2 стал коммерчески успешным для M-Sport. Только в 2019 году она продала 120 автомобилей для участия в младших чемпионатах WRC и европейских чемпионатах. Имея такую широкую клиентскую базу, компания смогла получить представление об областях, требующих улучшения в автомобиле Rally4. Кроме того, новая конкуренция в классе со стороны Peugeot стала стимулом для дальнейшей модернизации характеристик.

Эволюция, а не революция

Чтобы полностью понять эволюцию Фиесты Rally4, необходимо вернуться к модели R2 2019 года. Это был первый автомобиль, который был полностью спроектирован, построен и испытан в M-Sport Poland. "Мы хотели сделать автомобиль быстрее, дешевле и привлекательнее для клиентов", - объясняет Вода.

-2

"Некоторые изменения, внесенные для достижения этой цели, были очень тонкими и были сосредоточены на несколько субъективной области ощущений водителя. Первое, на что мы обратили внимание, это положение водителя", - говорит Вода. В предыдущем автомобиле водительское место было ужато, и мы хотели предоставить водителю дополнительное пространство для более удобного расположения в автомобиле. На практике это позволило добиться большей гибкости в расположении сидений, что позволило разместить их дальше назад в автомобиле, что создало больше пространства над головой водителя и позволило водителю и второму водителю сидеть ниже в автомобиле. Мы уделили много внимания креплениям сидений, и именно так нам удалось найти более широкий диапазон положений сидений. Это более дорогое крепление сиденья, чем раньше, но мы сэкономили в других местах".

Улучшая эргономику автомобиля, M-Sport также рассмотрела расположение органов управления в кабине и внесла изменения в переключатели, ручной тормоз и другие детали, которые, по словам Вода, "помогают улучшить ощущения".

Стоимость против производительности

Стоимость является главной заботой для производителей автомобилей этого класса, при этом существует как общий предел стоимости готовых автомобилей, так и ценовые ограничения на модернизацию. Поэтому каждое обновление, вносимое M-Sport, подвергалось тщательному анализу соотношения затрат и выгод.

-3

Например, правила разрешают использовать изготовленные на заказ передние поперечные рычаги, если производитель считает это необходимым, но вместо этого на Fiesta была установлена модифицированная серийная деталь. "Это не имело экономического смысла, потому что мы не могли улучшить ход подвески или геометрию", - отмечает Вода. "Мы приняли ту же философию, что и раньше, которая заключается в разработке раллийного автомобиля на основе дорожного автомобиля, используя как можно больше компонентов дорожного автомобиля".

Другой пример максимального использования стандартных деталей можно найти в задней подвеске. На асфальтовом и гравийном покрытиях теперь используются разные задние балки, а для гравийного покрытия введен специальный выпуск. "Мы внедрили новую систему задней подвески, более гибкую, чем предыдущая версия", - объясняет Вода. "Это не принесло значительных потерь в устойчивости, но улучшило сцепление с дорогой в задней части автомобиля. В то же время мы установили новые амортизаторы задней подвески, так что автомобиль стал гораздо более дружелюбным к водителю в задней части".

"Важно отметить, что гравийная балка по-прежнему является стандартной деталью Ford. Она поставляется на другую версию Fiesta. Она не так часто используется, и не из линейки Fiesta ST [базовая платформа для Rally4]. Мы рассматривали эту заднюю балку в 2018 году, когда только начали работать над версией автомобиля R2 2019 года, но тогда мы решили не использовать ее. Опыт, полученный в 2019 году, привел нас к тому, что эта балка стала опцией, и в итоге мы применили ее на автомобиле Rally4".

-4

Что касается амортизаторов, поставляемых компанией Reiger, то, несмотря на то, что можно менять местами детали, чтобы создать машину для гравия или асфальта, большинство участников не пойдут по этому пути, как отмечает Вода: "Мы рекомендуем вам иметь два комплекта амортизаторов. Это проще и в долгосрочной перспективе экономически выгоднее. Корпус амортизатора одинаковый, но трубка амортизатора короче на версии для асфальта".

Электрическая помощь

В автомобиле Rally4, как и в R2 до него, используется электроусилитель руля от дорожного автомобиля, который, по словам Воды, работает безупречно. Была некоторая критика в адрес рулевого управления с электроусилителем, использовавшегося на предыдущей Фиесте R5 компании M-Sport, в основном по поводу надежности, но он говорит, что это не является проблемой для автомобиля более низкого класса. "На автомобиле R2 усилитель руля расположен на рулевой колонке, тогда как на автомобиле R5 он был на стойке [в R5 последнего поколения теперь используется гидравлический усилитель]. Это была совершенно другая система. На автомобиле R5 расположение модуля усилителя руля делало его более уязвимым для повреждений во время ралли. Кроме того, он работал в гораздо более жестких условиях, чем блок, установленный на рулевой колонке. Поэтому мы решили остановиться на электроусилителе руля, который установлен на рулевой колонке автомобиля Rally4".

Возможность настройки помощи рулевого управления является основным преимуществом электрической системы по сравнению с гидравлической. Такая гибкость очень полезна, но, предупреждает Вода, "мы не хотим слишком сильно менять ее от водителя к водителю, но настройки, к которым мы пришли, вполне устраивают большинство водителей".

На Rally4 Fiesta установлена та же трансмиссия, что и на автомобиле R2, но она также подверглась некоторым обновлениям. "Мы работали с Sadev над улучшением коробки передач", - говорит Вода, объясняя, что это почти готовый агрегат, но с индивидуальным корпусом, подходящим для двигателя Fiesta.

Джокер-шестеренки

Важно, что на автомобиле Rally4 появились новые передаточные числа (только один набор может быть омологирован). Мы омологировали джокерный набор передач для автомобиля Rally4. По сравнению с предыдущей коробкой передач, в новой версии первая, вторая и третья передачи длиннее, а пятая передача короче.

"Мы обнаружили, что в гравийных ралли у нас пробуксовывают колеса на четвертой передаче. Сделав первую, вторую и третью передачи длиннее, мы смогли улучшить сцепление с дорогой, а также сократить количество необходимых переключений. Мы знали, что если сделать пятую передачу немного короче, то это означает, что мы будем раньше упираться в ограничитель оборотов. Однако, проведя анализ, мы обнаружили, что немного большее время на ограничителе оборотов компенсируется возможностью быстрее разгоняться до максимальной скорости".

В дополнение к обновленным передаточным числам, M-Sport также омологировала новую конструкцию приводного вала, так как были замечены некоторые проблемы с надежностью узлов на машине R2. Они были внедрены с помощью джокер-шестеренок и, в который раз, являются заказными, а не серийными деталями.

-5

На своих автомобилях высшего класса (R5 и WRC) M-Sport работает с поставщиком Brembo, но на Rally4 R2 до него) используются суппорты и диски Alcon спереди и задние диски AP Racing.

"Это сочетание обеспечивает наилучший компромисс между производительностью и ценой". Для перехода с асфальта на гравий используются те же суппорты, но в сочетании с передними дисками большего размера, а также колодки с большим начальным сцеплением и более высокой рабочей температурой.

Охлаждение тормозов всегда является проблемой, особенно на грязных гравийных этапах, и тем более с учетом ограничений на модификации кузова в Rally4. Все, что разрешено - это воздуховод диаметром 100 мм для охлаждения каждого суппорта. Здесь Вода делает интересное наблюдение о том, как разные водители используют тормоза. "Мы все еще видим, что некоторые водители прогревают тормоза. Хорошо, что есть категория Junior WRC [в которой выступают только Fiesta], потому что в разных категориях гонщиков, на одном и том же автомобиле в одних и тех же условиях, расход тормозных колодок совершенно разный. Иногда мы видим, что гонщики доезжают до конца ралли с минимальным расходом тормозов и попадают в тройку лидеров, в то время как другие не так быстры и используют гораздо больше колодок".

Обновление двигателя

Центральным элементом обновления R2 в 2019 году и, впоследствии, Rally4 стало значительное обновление двигателя. "Ключевыми элементами [для R2 2019 года] были другой турбокомпрессор, новые поршни и новые свечи зажигания, которые улучшили производительность и надежность", - резюмирует Вода. "Вслед за ними на Rally4 были установлены новый выхлоп, пересмотренный впускной трубопровод и свечи зажигания другой спецификации".

"На протяжении всей разработки мы очень осторожно подходили к стоимости всего, так как не хотели, чтобы цена выросла слишком сильно. В реальных условиях автомобиль R2 2019 года стоит столько же, сколько и тот, который мы выпустили в 2015 году".

-6

Базовый двигатель также заметно отличается от того, который использовался в первых итерациях 1,0-литровой Fiesta. Первая версия R2 1,0-литрового двигателя называлась Fox, а новейшая версия называется Fox Upgrade. Наиболее существенное различие между ними заключается в ориентации головки блока цилиндров. В двигателе первого поколения выхлопные газы выходят из головки цилиндров в направлении передней части автомобиля, а в Fox Upgrade выхлопные газы выходят из головки цилиндров в направлении задней части автомобиля.

Эти обновления в сочетании с доработками, выполненными M-Sport, преобразили двигатель: "Разница в производительности двух версий двигателя огромна. Форма кривых мощности и крутящего момента совершенно разная. В основном это связано с использованием другого турбокомпрессора".

Кроме того, в автомобиле Rally4 были решены вопросы, связанные с надежностью поршней и колец. Новая спецификация свечей зажигания также была связана с надежностью: M-Sport работала с поставщиком NGK, чтобы решить проблему с растрескиванием свечей, которая, по словам Воды, теперь решена.

Рост производительности от первого R2 до Rally4 значителен. Мощность первого поколения R2 составляла 170 л.с., а у автомобиля Rally4 - 210 л.с. Мощность также переместилась дальше вверх по диапазону оборотов. Он стал немного больше похож на двигатель с нормальным впрыском. "Мы не разрабатывали характеристики специально для того, чтобы он так ехал, но мы хотели, чтобы крутящий момент был линейным и очень управляемым. В переднеприводном автомобиле вы не хотите получить огромное количество крутящего момента в один момент. Это был один из недостатков предыдущего поколения R2. Было много турбоямы, и поэтому, когда крутящий момент прибывал, он насыщал колеса, теряя сцепление с дорогой".

Введение новых передаточных чисел шло рука об руку с этой разработкой, помогая еще больше увеличить линейность передачи мощности через передачи.

Что касается обновленного турбокомпрессора, то главное его отличие от предшественника - это размер. "[Штатный агрегат] был доведен до предела и, имея узкое горло, не мог подавать достаточное количество воздуха в двигатель. Этот турбокомпрессор первого поколения был рассчитан только на производительность до 140 л.с. для дорожного автомобиля, а также на соответствие нормам выбросов. Это не то, что мы искали в автоспорте".

Конечно, более мощная турбина означает потенциально большую задержку, и правила Rally4 ограничивают типы стратегий борьбы с задержкой, которые могут быть использованы, как объясняет Вода: "Нам не разрешено иметь какие-либо системы рециркуляции между свежим воздухом и выхлопной системой двигателя". Поэтому система автомобиля Rally4 полагается на синхронизацию впрыска и замедление искры, причем для достижения оптимальной производительности необходимо тщательно сбалансировать эти два параметра.

"Вы боретесь с давлением с двух сторон двигателя. У вас есть задержка искры, которая пытается раскрутить турбокомпрессор на стороне выхлопа, у вас закрыта дроссельная заслонка, и турбокомпрессор пытается сжать воздух на стороне впуска, добавляя давление в рабочую камеру. Всегда нужно найти компромисс, чтобы при выключенном дросселе турбокомпрессор продолжал вращаться, но не вызывал слишком сильного торможения двигателем. И в то же время, когда вы снова нажимаете на педаль газа, автомобиль сразу же откликается".

Прочный фундамент

Несмотря на нынешние неопределенные экономические условия, M-Sport надеется, что новый класс Rally4 будет таким же успешным, как и R2, и частью ее бизнес-плана является дальнейшее увеличение количества продаваемых автомобилей в сборе, а не комплектов. Этот процесс начался с последнего поколения R2, и Вода объясняет логику такого подхода: "Первым автомобилем для клиентов M-Sport была Fiesta S2000. R2 всегда был младшим братом этого автомобиля. M-Sport не могла позволить себе поставлять множество готовых автомобилей по привлекательной цене, так как это был нерентабельный проект [поэтому она просто поставляла комплекты]. Когда мы начали разрабатывать автомобиль R2 в Польше, мы подумали о том, как лучше и экономически эффективнее продавать его в виде готового автомобиля, а не в виде комплекта. Это помогает нам поддерживать высокий уровень качества и гарантирует, что все автомобили идентичны, построены по правильным стандартам и настолько хороши, насколько это возможно. Продажа R2 в виде готового автомобиля имеет для нас больше коммерческого смысла".

-7

Из 120 комплектов R2, проданных в 2019 году, 70 вышли из M-Sport в виде готовых автомобилей. Если учесть, что многие владельцы Fiesta захотят обновить свои автомобили в комплектации R2 до Rally4, а этот автомобиль всегда был на первом месте в своем классе, то нет причин сомневаться в том, что M-Sport ждет дальнейший успех.