Найти тему
Дневники Зеленого края

Борьба за рынок "стелсов". "Checkmate" и его неамериканские конкуренты. Экспортные перспективы новейшего российского истребителя

Полноразмерный макет самолет"Checkmate", корпорации Сухого. В отличие от большинства своих конкурентов он имеет базовую платформу, тяжелый истребитель Су-57. Учитывая ситуацию на  рынке, есть все шансы, что он будет хорошо продаваться. Фото ТАСС
Полноразмерный макет самолет"Checkmate", корпорации Сухого. В отличие от большинства своих конкурентов он имеет базовую платформу, тяжелый истребитель Су-57. Учитывая ситуацию на рынке, есть все шансы, что он будет хорошо продаваться. Фото ТАСС

Рынок стелс-истребителей на сегодняшний день не просто имеет огромный потенциал в странах так называемого "третьего мира". По сути, он пуст. Американцы, как единственные номинальные продавцы серийной машины такого типа, превратили торговлю ей в некую особую привилегию. Стоит какой-нибудь стране слегка отойти от проамериканского курса, моментально следует наказание, в виде лишения права обладать собственным парком Ф-35. Так было, к примеру, с Турцией, вопреки желанию Вашингтона купившей российский зенитно-ракетный комплекс С-400. (Читайте материал по синей ссылке). Турок, что называется, сняли с пробега, когда уже были представлены первые машины с турецкими опознавательными знаками, а местное министерство обороны вложило кругленькую сумму в обучение пилотов и персонала. Проблемы были и с поставками "Молний-2" в Объединенные Арабские Эмираты. Против этой сделки активно возражал Израиль и много времени ушло на то, чтобы успокоить произраильское лобби. Для стороннего покупателя, не находящегося в статусе "лучшего друга США", подобные манипуляции не оставляли шансов обзавестись машинами "пятого поколения" даже в самой отдаленной перспективе, хотя спрос на такие самолёты довольно велик. Именно этим был обусловлен повышенный интерес к российской новинке "Checkmate", полноразмерный макет которой был представлен на "МАКС-2021".

"Checkmate" уже называют "наследником" МиГ-21. Будем надеяться, что он хотя бы частично повторит экспортный успех прославленного советского истребителя. Фото Ростех.
"Checkmate" уже называют "наследником" МиГ-21. Будем надеяться, что он хотя бы частично повторит экспортный успех прославленного советского истребителя. Фото Ростех.

Помимо России и США, ещё несколько стран и международных консорциумов активно ведут разработки "стелс"-самолётов, с разной степенью технологической готовности. Сегодня мы представим наиболее интересные и продвинутые из них. И начнем, пожалуй, с японцев. Они уже являются обладателем крупного парка Ф-35. В перспективе тот составит около 150 машин. Большая их часть будет собрана на заводе корпорации Mitsubishi. Но у японцев имеются и собственные, довольно богатые традиции авиастроения, несколько замороженные долгой американской оккупацией. Работы по этой тематике в Стране Восходящего Солнца ведутся уже семнадцать лет. Впервые полноразмерный макет самолёта Х-2 Синсин, корпорации Мицубиси, был продемонстрирован весной 2012 года.

Х-2 Синсин в полёте. Япония стала четвертой страной в мире, продемострировавшей лётный прототип собственного стелса. Фото The Diplomat/
Х-2 Синсин в полёте. Япония стала четвертой страной в мире, продемострировавшей лётный прототип собственного стелса. Фото The Diplomat/

Почти пять лет понадобилось, чтобы довести машину, с поэтическим японским названием "душа", до лётной готовности. Это к слову о тех, кто хочет, чтобы ультрасовременные самолёты взлетали прямо здесь и сейчас. На сегодняшний день Х-2 так и остался в единственном летном экземпляре, став своего рода лабораторией для отработки малозаметности, сложного программного обеспечения и собственно японского двигателя. Самолёт оказался невероятно дорогим, но японцы считают, что идут в правильном направлении и готовы выделить на программу нового истребителя, с учетом долгого и тщательного опыта создания Мицубиси Х-2, рекордные полтора триллиона йен.

Южнокорейский истребитель почти невозможно отличить на вид от "стелса". Но он все же не является полноценной "невидимкой". Фото агентства Yonhap
Южнокорейский истребитель почти невозможно отличить на вид от "стелса". Но он все же не является полноценной "невидимкой". Фото агентства Yonhap

Ещё одной интересной разработкой с Дальнего Востока стал двухдвигательный южнокорейский истребитель KF-21 "Порамэ", который, как и "японец" строился очень долго и натужно. Однако он изначально, даже в представлении фирмы-производителя KAI, был заявлен как самолёт поколения 4++, хотя внешне почти неотличим от американских серийных "стелсов". Проблема заключается в отсутствии внутренних отсеков для вооружения, которую корейцы надеются со временем решить. А пока корейский "ястреб", даже в виде прототипа, вызвал большой интерес у азиатских покупателей. Но те ждут от него полноценной "малозаметности".

О серьезных претензиях на создания "стелс"-самолетов заявили, так же Турция и Индия. Турки представили свою разработку TR-X, компании TAI в 2019 году, на авиасалоне а Ла-Бурже.

Макет перспективного истребителя TR-X в Ла-бурже. Фото AFP
Макет перспективного истребителя TR-X в Ла-бурже. Фото AFP

Макет истребителя получился довольно эффектным, а вот перспективы создания кажутся довольно туманными. Из известных изделий турецкого авиапрома можно отметить разве что дрон "Байрактар", фактически собранный из иностранных узлов и блоков. Попытку сразу взяться за "пятое поколение" мировые эксперты называют скороспелой и самонадеянной. Но турецкий ВПК на сегодня развивается революционными темпами. Турки искренне надеются, что с помощью шведской фирмы СААБ, или южных корейцев они доведут свой прототип до нормального технологического уровня. Первый полёт турецкого "стелса" намечен на 2023 год.

Макет индийского истребителя "пятого поколения" корпорации HAL. Фото агентства ANI
Макет индийского истребителя "пятого поколения" корпорации HAL. Фото агентства ANI

Примерно по тем же причинам слабо верится в возможность скорого создания "стелсов" 5-го поколения Индией. Проект местного истребителя по программе AMCA был впервые представлен ещё в 2006, и только через пятнадцать лет индийцы смогли довести его до состояния полноразмерного макета. Его полёт назначен на 2024 год, но учитывая традиции индийского долгостроя, к примеру, злополучного истребителя Теджас, можно с уверенностью сказать, что сроки будут перенесены, а Индии все же придется покупать "стелсы" у иностранных производителей.

Читайте ещё: Как Индия обошла санкции за покупку оружия в России. Военная торговля без участия доллара

Chengdu J-20, гордость китайского авиапрома. Уже в большой серии. Фото Синьхуа
Chengdu J-20, гордость китайского авиапрома. Уже в большой серии. Фото Синьхуа

Отдельного рассказа заслуживают наработки в этой области Китая и Европейского Союза. Китай, по собственным заявлениям, уже имеет целых две машины данного типа и вскоре готов представить их экспортные модификации. Европейцы, в рамках программы Future Combat Air System, замахиваются сразу на поколение "6". Об этих разработках мы расскажем в одном из следующих материалов. Так что у нового истребителя Сухого, с экспортным названием "Checkmate", есть отличные шансы освоить огромный сектор рынка, по идеологическим соображениям не охваченный американцами. Эта ниша довольно велика, а готовые самолёты есть только у Китая, хотя их заявленные характеристики тоже вызывают серьезные сомнения.

Читайте ещё: "F-35 - тайное оружие России" , или "мы создали монстра". Союзники США по НАТО начинают о чём-то догадываться.

Продолжение следует. Ставьте нравится и подписывайтесь а канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!