Рынок стелс-истребителей на сегодняшний день не просто имеет огромный потенциал в странах так называемого "третьего мира". По сути, он пуст. Американцы, как единственные номинальные продавцы серийной машины такого типа, превратили торговлю ей в некую особую привилегию. Стоит какой-нибудь стране слегка отойти от проамериканского курса, моментально следует наказание, в виде лишения права обладать собственным парком Ф-35. Так было, к примеру, с Турцией, вопреки желанию Вашингтона купившей российский зенитно-ракетный комплекс С-400. (Читайте материал по синей ссылке). Турок, что называется, сняли с пробега, когда уже были представлены первые машины с турецкими опознавательными знаками, а местное министерство обороны вложило кругленькую сумму в обучение пилотов и персонала. Проблемы были и с поставками "Молний-2" в Объединенные Арабские Эмираты. Против этой сделки активно возражал Израиль и много времени ушло на то, чтобы успокоить произраильское лобби. Для стороннего покупателя, не находящегося в статусе "лучшего друга США", подобные манипуляции не оставляли шансов обзавестись машинами "пятого поколения" даже в самой отдаленной перспективе, хотя спрос на такие самолёты довольно велик. Именно этим был обусловлен повышенный интерес к российской новинке "Checkmate", полноразмерный макет которой был представлен на "МАКС-2021".
Помимо России и США, ещё несколько стран и международных консорциумов активно ведут разработки "стелс"-самолётов, с разной степенью технологической готовности. Сегодня мы представим наиболее интересные и продвинутые из них. И начнем, пожалуй, с японцев. Они уже являются обладателем крупного парка Ф-35. В перспективе тот составит около 150 машин. Большая их часть будет собрана на заводе корпорации Mitsubishi. Но у японцев имеются и собственные, довольно богатые традиции авиастроения, несколько замороженные долгой американской оккупацией. Работы по этой тематике в Стране Восходящего Солнца ведутся уже семнадцать лет. Впервые полноразмерный макет самолёта Х-2 Синсин, корпорации Мицубиси, был продемонстрирован весной 2012 года.
Почти пять лет понадобилось, чтобы довести машину, с поэтическим японским названием "душа", до лётной готовности. Это к слову о тех, кто хочет, чтобы ультрасовременные самолёты взлетали прямо здесь и сейчас. На сегодняшний день Х-2 так и остался в единственном летном экземпляре, став своего рода лабораторией для отработки малозаметности, сложного программного обеспечения и собственно японского двигателя. Самолёт оказался невероятно дорогим, но японцы считают, что идут в правильном направлении и готовы выделить на программу нового истребителя, с учетом долгого и тщательного опыта создания Мицубиси Х-2, рекордные полтора триллиона йен.
Ещё одной интересной разработкой с Дальнего Востока стал двухдвигательный южнокорейский истребитель KF-21 "Порамэ", который, как и "японец" строился очень долго и натужно. Однако он изначально, даже в представлении фирмы-производителя KAI, был заявлен как самолёт поколения 4++, хотя внешне почти неотличим от американских серийных "стелсов". Проблема заключается в отсутствии внутренних отсеков для вооружения, которую корейцы надеются со временем решить. А пока корейский "ястреб", даже в виде прототипа, вызвал большой интерес у азиатских покупателей. Но те ждут от него полноценной "малозаметности".
О серьезных претензиях на создания "стелс"-самолетов заявили, так же Турция и Индия. Турки представили свою разработку TR-X, компании TAI в 2019 году, на авиасалоне а Ла-Бурже.
Макет истребителя получился довольно эффектным, а вот перспективы создания кажутся довольно туманными. Из известных изделий турецкого авиапрома можно отметить разве что дрон "Байрактар", фактически собранный из иностранных узлов и блоков. Попытку сразу взяться за "пятое поколение" мировые эксперты называют скороспелой и самонадеянной. Но турецкий ВПК на сегодня развивается революционными темпами. Турки искренне надеются, что с помощью шведской фирмы СААБ, или южных корейцев они доведут свой прототип до нормального технологического уровня. Первый полёт турецкого "стелса" намечен на 2023 год.
Примерно по тем же причинам слабо верится в возможность скорого создания "стелсов" 5-го поколения Индией. Проект местного истребителя по программе AMCA был впервые представлен ещё в 2006, и только через пятнадцать лет индийцы смогли довести его до состояния полноразмерного макета. Его полёт назначен на 2024 год, но учитывая традиции индийского долгостроя, к примеру, злополучного истребителя Теджас, можно с уверенностью сказать, что сроки будут перенесены, а Индии все же придется покупать "стелсы" у иностранных производителей.
Читайте ещё: Как Индия обошла санкции за покупку оружия в России. Военная торговля без участия доллара
Отдельного рассказа заслуживают наработки в этой области Китая и Европейского Союза. Китай, по собственным заявлениям, уже имеет целых две машины данного типа и вскоре готов представить их экспортные модификации. Европейцы, в рамках программы Future Combat Air System, замахиваются сразу на поколение "6". Об этих разработках мы расскажем в одном из следующих материалов. Так что у нового истребителя Сухого, с экспортным названием "Checkmate", есть отличные шансы освоить огромный сектор рынка, по идеологическим соображениям не охваченный американцами. Эта ниша довольно велика, а готовые самолёты есть только у Китая, хотя их заявленные характеристики тоже вызывают серьезные сомнения.
Продолжение следует. Ставьте нравится и подписывайтесь а канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!