Найти в Дзене
Хохлов Сабатовский

Для чего фильмы снимают в одной локации?

Оглавление

Многие думают, что кино — это всегда про большое количество локаций.

Зачастую так и есть, и места съёмок играет не последнюю роль в фильмах. Но существует и другая ситуация.

В сегодняшней статье мы, на примере экспериментальных, но очень крутых киноработ (без спойлеров!), узнаем об особенностях съёмки в условиях одной, зачастую минималистичной локации, сможем перенять подобный опыт и вдохновиться на съёмку короткометражки, клипа или видео прямо у себя дома.

Фильмы, снятые в одной локации, будь то офис, квартира, дом в глубокой яме в пустыне, ангар или комната психологических пыток — имеют одну отличительную особенность.

На первый план в подобных картинах выходит драматургия. И если история слабая — это не получится скрыть за экшеном и спецэффектами.

Кстати, сегодня поговорим без спойлеров, и все фильмы, которые будут упомянуты в этой статье, крайне рекомендуем к просмотру потому что:

  • У них есть чему поучиться;
  • Это действительно качественное умное кино.

Зачем использовать одну локацию?

Один из последних фильмов, снятых в одной локации и при этом оставляющих глубокое впечатление — «Коллектор» с Хабенским в главной роли.

Основное действие картины происходит в офисе московского бизнес-центра, где главный герой с уже понятной профессией, обычно действующий методами психологического давления, сам оказывается в ловушке. Он вынужден наперегонки со временем решать всё нарастающие проблемы, в то время как у входа в здание начинают собираться недоброжелатели.

-2

Полнометражный дебют режиссёра Алексея Красовского, снятый на скромный бюджет в 250 тысяч долларов, заинтересовал актёра с фирменным грустным лицом именно драматургической составляющей. Хабенский воспринял как творческий вызов участие в фильме, в котором он был заявлен как единственный актёр.

На примере «Коллектора» можно понять, что съёмка в одной локации имеет конкретные драматургические задачи, а не просто используется как способ удешевления производства фильма.

Усиливаем атмосферу нагнетания

Во-первых, ограниченное помещение — в данном случае офис Артура, создаёт саспенс и дополнительное напряжение к и так достаточно драматическому сюжету.

-3

Режиссёр Алексей Красовский, выступивший и в качестве сценариста, для усиления эффекта «сужающихся вокруг героя стен» добавил цепочку эпизодов. Охрана требует покинуть помещение, звонят журналисты. Всё это увеличивает давление на героя, а его желание съёжиться, залезть под стол — есть ни что иное, как грамотное построение мизансцены.

Увеличиваем значение мизансцены

Во-вторых, в условиях съёмки в одной локации мизансцена приобретает особое значение. Через неё раскрывается внутреннее мироощущение героя в каждый конкретный момент действия.

В «Ангеле-истребителе» Луиса Бунюэля отчётливо заметно, насколько большую роль в камерных фильмах начинает играть расположение актёров и их окружение, нежели в традиционных картинах со множеством локаций.

Приглашённые на ужин гости по неясной причине не могут переступить порог гостиной и разойтись по домам. Атмосфера ожидаемо накаляется, и представители высшего общества обнажают скрытые за масками вежливости пороки.

-4

Чистое и ухоженное превращается в грязное и беспорядочное — с каждым эпизодом происходят необратимые изменения в мизансценировании. А «замкнутое» помещение, опять же, работает на усиление атмосферы.

Но, если в случае с «Коллектором» речь шла о саспенсе, то в «Ангеле-истребителе» замкнутое пространство несёт за собой ощущение безумия.

Идеально выверенные мизансцены в триллере Альфреда Хичкока «Окно во двор» позволяют рассказать зрителю детективную историю, используя лишь ракурс из окна.

На протяжении всей картины камера не покидает Нью-Йоркской квартиры, превратившейся в наблюдательный пункт за жизнью и пороками общества.

Взгляд героя соответствует движениям камеры, каждое из которых дополняет впечатление от мизансцен и тщательно выстроенных декораций: окна, балкона, садика — позволяющих раскрыть сюжет.

-5

Отказ от экшена и визуальной динамики

Несмотря на то, что в картине «Женщина в песках» присутствуют несколько масштабных и динамичных эпизодов, для подобного камерного кино характерна концентрация на диалогах и взаимоотношении персонажей, нежели на традиционном для «большого» кино экшене.

-6

Оказавшийся на дне ямы посреди пустыни герой видит дом, в котором живёт женщина. Между ними колоссальная ментальная разница — она нашла смысл в своём положении, и собирает песок совсем не потому, что иначе он постепенно засыплет дом.

Он же лишь ищет способ выбраться из ямы. Постепенные внутренние изменения горожанина Токио, в изолированном от общества пространстве, должны привести к колоссальным по своему драматизму изменению его сознания.

Подсказки в виде взаимосвязанных с контекстом ментальных переживаний героя мизансцен мы можем видеть и в этом фильме.

-7

Окно — решётка, за которой виднеется герой, отражает его заточение в собственном представлении о мире.

Следы от песка в виде волн на спине женщины — такие же как на кадрах пустыни с высоты птичьего полета отождествляют ее с самой пустыней —спокойной, тихой, но непоколебимой.

Актёрская игра

Камерные фильмы опираются на актёрскую игру, без которой зритель не поверит в серьёзность ограбления («Бешенные псы»), угроз жизни («Пила»), коллапс дружеских отношений, казавшихся безупречными («Идеальные незнакомцы»).

В «Идеальных незнакомцах» три пары решают сыграть в игру: положить мобильники на стол, и все смски и звонки, которые придут за время ужина, зачитать вслух.

Естественно, таким образом начинают всплывать маленькие интрижки, тайны и секреты, которые всё сильнее запутывают взаимоотношения между героями, мастерски обыгранные актёрами.

-8

Ещё более высокий уровень игры можно наблюдать в «Резне» Романа Полански, где Кристоф Вальц и Джоди Фостер на протяжении всего фильма откровенно хейтят друг друга, в попытке разобраться в обстоятельствах драки их сыновей.

-9

В обоих этих фильмах, так же как, например, в «Омерзительной восьмёрке» Тарантино, замкнутое помещение позволяет провести героев через весь спектр взаимоотношений — от фальшивой учтивости до откровенной ненависти, — настоящих, неподдельных чувств.

Ужас

Итак мы узнали, что невозможность покинуть помещение может вызывать тревогу, как в «Коллекторе», помешательство, как в «Ангеле-истребителе», ментальное переосмысление как в «Женщине в песках».

Но ужас, пожалуй, одна из наиболее ярких эмоций, которые могут подарить зрителю камерные фильмы.

Лучше всего это удалось низкобюджетному культовому фильму «Пила».

-10

Первый общий план этой картины заявляет крайне ограниченное пространство, где цепями к трубам прикованы заложники. По причине всего одной локации, съёмки фильма продлились лишь восемнадцать дней, стоили 1 млн. долларов, а результат получился куда лучше, чем в последующих 8 частях — где были и бюджеты, и локации, и спецэффекты.

Картина продолжает держать в напряжении вплоть до самой развязки — в которой герои либо выберутся из подвала, либо умрут.

Не меньше, чем фильму «Пила», напугать зрителя за счёт замкнутого пространства, мизансцен и сценарного мастерства удалось Роману Полански в фильме «Отвращение».

-11

Вводная часть фильма погружает зрителя в мир меланхоличной замкнутой Кэрол, которая оставшись в одиночестве в съёмной квартире постепенно сходит с ума.

Её преследуют аудиальные и визуальные галлюцинации, и хотя в фильме достаточно сцен, снятых на улице, наибольшей концентрации ужаса сюжет достигает именно в замкнутом пространстве пустой квартиры.

За подобным эффектом гонится псевдодокументальный фильм «Паранормальное явление», снятый на 15 тысяч долларов, а также менее успешные сиквелы, триквелы франшизы.

Заключение

Возможность рассказать историю в одной локации несёт за собой значительное удешевление продакшена за счёт меньшего количества требуемого света, декораций, перемещений группы.

Одновременно это позволяет усилить саспенс и значение мизансцен, сконцентрироваться на драматургии и актёрской игре за счёт отказа от экшена, дорогих спецэффектов. Замкнутое пространство позволяет придать атмосфере фильма как дружелюбный, ламповый характер, так и навести ужас и тревогу.

Поэтому, дорогие киноделы, находясь у себя дома вы, как минимум, можете задуматься над тем, что для съёмки вашей собственной истории вам, возможно, будет достаточно всего одной локации.