Залезть повыше и посмотреть на город – этому я всегда рад. Особенно, если это «повыше» связано с поездами и вокзалами. На днях мне довелось посетить башню Казанского вокзала. Показываю, какие виды оттуда открываются.
У нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Две башни вокзала
У Казанского вокзала – две башни. Побольше и поменьше. Они хорошо видны на этой фотографии.
Маленькая башня – Царская. Она – совсем новодел. Ее построили лишь в 1990-е годы. Тогда, правда, утверждали, что архитектор вокзала А.В. Щусев при проектировании что-то такое задумывал, но реализовывать не стал. В Царскую башню, кстати, может попасть любой желающий, потому что там открыто выставочное пространство.
Куда делся Зилант
Мы же полезем обследовать другую башню – ту, что видно, если смотреть на фасад вокзала со стороны Комсомольской площади. Вот она.
Эта башня появилась в начале ХХ века. Архитектор попытался сделать в ней отсылки к башне Сююмбике Казанского кремля, и к Боровицской башне Московского Кремля.
А чтобы усилить казанскую тему на вершину башни Казанского вокзала архитектор поместил Зиланта – мифическое татарское существо. Его же можно увидеть на гербе Казани.
Сейчас Зиланта, которого в народе называют «петушком», на шпиле вокзальной башни нет.
«Петушок» упал во время сильного ветра на ту самую смотровую площадку, откуда и сделаны эти фотографии. Починят – вернут.
Жизнь площади трех вокзалов
Смотровая площадка вокзальной башни находится прямо над буквами «Казанский вокзал». При съемке на широкий угол часть вывески попадает в кадр.
Площадь трех вокзалов интересна не только железнодорожными достопримечательностями, но и интенсивным трамвайным движением. По Краснопрудной улице удалось поймать шесть трамваев в одном кадре.
Недавно на Комсомольской площади провели реформу парковочного пространства. Разобрали жуткие платные парковки и сделали комфортный подъезд к вокзалам. Бесплатно можно остановиться на пять минут. При этом заодно разделили потоки тех, кто заезжает к вокзалам, и тех, кто едет прямо в сторону Каланчевской улицы.
На этой фотографии хорошо уместился ансамбль всей площади со зданиями Ленинградского и Ярославского вокзалов, а также вестибюлем метро «Комсомольская» между ними.
Чуть более общий план.
И здание Ленинградского вокзала отдельно.
Небо в день съемки было высокое и хорошо была видна Останкинская башня.
Стройка МЦД D4
С другой стороны башни можно наблюдать за строительством четвертого диаметра МЦД. Главной доминантой с этой стороны является, конечно, сталинская высотка, в которой сейчас находится отель Hilton Ленинградская. Здание было построено в 1954 году. Внутри есть бассейн, а стоимость номеров начинается от 5600 рублей за ночь.
Большая стройка, которая видна на фотографии – это реконструкция Каланчевского путепровода. До недавнего времени здесь было пути, которые соединяли Курский вокзал и станцию Каланчевская.
В будущем здесь будет четыре пути. К электричкам второго диаметра МЦД прибавятся электрички четвертого диаметра. Именно из-за этих изменений и закрыли Курский вокзал для большинства транзитных поездов дальнего следования, перенеся их отправление и прибытие на новый Восточный вокзал в Черкизово.
С реконструкцией путепровода связан и градостроительный скандал. Изначально мэрия собиралась снести историческую кладку, которую утверждал еще Щусев.
Вместо нее хотели сделать безликий мост.
Но в итоге был утвержден компромиссный вариант. Кладку разберут, сохранят и сложат заново. По крайней мере, обещают.
Когда я фотографировал стройку полтора года назад, кладка еще была на месте.
В этот раз мне удалось увидеть глазами лишь небольшой ее фрагмент. Посмотрим, что получится в конечном итоге...
Сверху очевидно, что стройка идет вовсю. Сейчас ее самая активная фаза. В ходу остался только один путь. Его используют поезда МЦД для реверсивного движения. Сперва электричка проходит в одну сторону, потом – в другую.
Наиболее популярный подвижной состав на втором диаметре – поезда «Иволга» поколения 1.0.
Впрочем, пока я находился на башне, я увидел на мосту и «Иволгу» второго поколения. Позже проверил: на D2 и правда эксплуатируются
Но можно увидеть и «Ласточки». Причем, как в стандартной ливрее...
...так и в специальной МЦДшной окраске.
И еще четыре фото...
Что-то мы увлеклись парадом электричек... Сама смотровая площадка на башне вокзала выглядит так. Она имеет стеклянное ограждение.
С площадки можно увидеть крышу над перронами, которая, как и Царская башня, была построена в 1990-е.
А вот за жизнью вокзала особо не понаблюдаешь. Видна лишь небольшая часть платформы.
Зато с лестницы, ведущей на башню, можно увидеть через окно один из залов вокзала.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.