На стыке династий Шан и Чжоу (конец 2 тысячелетия до н. э.) при дворе Шан не очень успешно служил некий Цзян Цзыя. Окончательно разочаровавшись в придворной жизни (или устав от постоянной борьбы за место при императоре), он удалился подальше от интриг, на берег реки Вэй (приток Хуанхэ).
Принадлежала та местность Цзи Чану из рода Чжоу. Мягко говоря, с династией Шан они не ладили. Как следствие, Цзи Чан искал себе толковых советников для грядущей войны.
Неизвестно как, но эти слухи достигли ушей Цзян Цзыя. Желание сидеть на месте отпало быстро, но возникла проблема. Он бы и хотел поступить на службу к дому Чжоу, но как бы тогда отреагировали представители Шан? Пришлось изворачиваться.
Что надо делать возле реки для привлечения внимания? Ловить рыбу. Цзян Цзыя не стал исключением, хотя и делал это своеобразно.
Во-первых, наживка для такой рыбы была не нужна — обойдётся голым крючком. Во-вторых, сам крючок был прямым — особая рыба не соскользнёт, если её поймают. В-третьих, рыбачить надо было, не опуская крючок в воду: достаточно было размахивать им над водой и громко приманивать рыбу фразой: «Рыба, которой надоело жить, сама ухватится за крючок».
Инновационный метод ловли рыбы привлёк к себе внимание Цзи Чана. Посчитав этого рыбака редкостным идиотом, он послал за ним солдата, дабы лично познакомиться с ним во дворце.
«Рыбак» не особо обрадовался улову: какой-то солдат вместо правителя. Не обращаясь к посланнику лично, он сказал удочке так: «Крючок! Крючок! Крючок! Однако вместо рыбы лишь мелкая креветка хулиганит».
Слегка обидевшись на креветку, вернувшийся военный передал слова рыбака. Цзи Чан задумался: человек с удочкой уже не походил на местного сумасшедшего. Он уже подпадал под «выдающегося» человека, пусть и с придурью. Тогда был отправлен новый гонец: придворный чиновник должен был убедить чудака прибыть ко двору.
Снова неудача. Снова Цзян Цзыя приманил не того. И сказал он удочке: «Крючок! Крючок! Крючок! Большая рыба не клюёт, только мелкая безобразничает».
Услышав от вернувшегося чиновника про рыбака, Цзи Чан задумался. Вряд ли его странности были случайными; скорее всего, он и впрямь был тем самым человеком, что рождались раз в тысячелетие и могли свершить великие дела. Такого кадра срочно нужно было сманить на свою сторону, пока враги не прознали о нём!
Собрав гордость в один кулак, а дары — в другой, пошёл лично Цзи Чан на встречу к тому самому рыбаку. Цель была проста: пригласить его во дворец, просто поговорить. Или не просто.
Тогда-то Цзян Цзыя убедился, что нужная рыба попалась на крючок. Он поступил на службу к династии Чжоу, и позже помог ей разгромить династию Шан (в том числе как военачальник).
Цзян Цзыя совершил ещё много хороших вещей на службе у дома Чжоу. Например, стратеги и военные историки знают его как автора "Шести секретных учений". Вдруг кто захочет про него написать.
Правда, реальные рыбаки не оценили бы болтовни Цзян Цзыя, особенно ора на всю реку.
По материалам книги Х. фон Зенгера «Стратагемы». Относится к стратагеме 17: «бросить кирпич, чтобы получить яшму». Она предусматривает обмен чего-то малоценного или ненужного на что-то значимое, в зависимости от ситуации.
Автор - Алиса Фейнман