Найти тему
Николай Цискаридзе

Я всегда дружил со своими педагогами и никогда их не предавал

– Николай Максимович, если педагог, как вы говорите, должен заинтересовать ученика, что тогда должен сделать ученик, чтобы, возможно, даже превзойти своего педагога?

– Я могу говорить только о своем опыте. Я интересуюсь учениками исключительно когда у них есть способности. Я очень интересуюсь людьми вообще, которых я встречаю. Но когда дело касается профессии, к сожалению, здесь включается другой я.

И своим ученикам я все время объясняю, которые у меня учились и с которыми я работал, одну вещь, и она для меня святая: вас я люблю очень сильно, вы для меня всегда самые лучшие и самые дорогие. Но помните одну вещь – балет я люблю больше. Потому когда встанет вопрос, ваши интересы или интересы моего дела, моей профессии, моя профессия победит всегда.

Это не значит, что я не помогу, что я не окажу какое-то содействие, сочувствие и т.д. Отношения ученика и педагога в моей жизни всегда были очень дружеские. Я всегда дружил со своими педагогами. Я с ними дружил десятилетиями. И никогда в жизни их не предавал.

-2

Но мне повезло, в моей жизни были только самые великие люди в профессии. У меня не было проходных. В этом мне просто очень сильно повезло в жизни.

– Какое ваше жизненное кредо, девиз, с которым вы двигаетесь по жизни? Спасибо

– В разном возрасте приходят разные девизы. И чем ты становишься старше, тем эти девизы становятся неприличнее.

Я очень не люблю ханжество. Я очень не люблю такое, знаете, когда педагог приходит и начинать читать мораль, что вот надо так делать или так не делать. А сам потом выбегает и делает это в 10 раз больше.

Понимаете, я живой человек, я очень люблю посмеяться и пошутить, но мне в детстве очень понравился один девиз. Есть такая знаменитая немецкая артистка, Марика Рёкк и ей папа когда-то сказал, когда она была еще сама маленькая, что «невзгоды формируют талант». К сожалению, это правда.

Чем больше на вашем пути каких-то препятствий, чем больше вы их преодолеваете, а преодолеть себя прежде всего для того, чтобы с высоко поднятой головой с новыми силами пойти дальше, тем больше вы являетесь человеком. И над моим гримерным столиком всегда висело стихотворение Киплинга в переводе Маршака «Если».

-3

Вот для меня это стихотворение было самым главным девизом. Я его постоянно перечитывал, потому что жизнь подкидывает очень часто сложные моменты и надо понять, что если ты способен все проиграть и вновь начать сначала, то значит ты человек.

– Что, на ваш взгляд, ждет искусство в будущем, какие изменения будут в театре, в литературе? Ваш взгляд именно на то, что ждет искусство в целом и в каком формате оно будет? Ведь даже сейчас, сравнивая искусство разных эпох, мы видим большие изменения.

– Если бы я знал, что будет впереди, если бы я мог прогнозировать так стопроцентно, то меня бы звали Ванга, наверное. Я Николай Цискаридзе.

Но вы знаете, кто интересуется историей, тот знает, что, как правило, тенденции одни и те же. Моду на искусство диктовали правители. И, к сожалению, прославлялись в веках они тоже благодаря произведениям искусства. И их имена застревали в истории не только благодаря войнам, но и еще благодаря тому, что они, так скажем, создали что-то, в их эпоху, в их правление было создано что-то действительно значимое.

К сожалению сейчас в мире, люди только и заняты дележом финансов. Мне даже интересно, когда же они успевают насладиться всеми теми деньгами, которые они заработали. Вкус у них – как показывает последнее время – очень плохой. Их произведения искусства не останутся в веках никогда, потому что это слишком бесталанно.

-4

Но говорить о том, что хорошо и что плохо, очень сложно. Я считаю, что всему самый главный судья – это время. Об успехе любого артиста, поэта, писателя, художника, архитектора может свидетельствовать только одно – время. Когда уже прошло столетие, а ты все еще живешь в веках, вот тогда это настоящее искусство и это то, что действительно не одному человеку, ни одному поколению приносит удовольствие.

Примеры вам – пожалуйста, пирамиды, это все итальянские соборы, художники и т.д., все это можно приводить в пример. А «великие имена», скажем в скобках, как тех кого пиарили в 90-е годы, уже все «погибли», понимаете? Их уже нет. Это свидетельствует больше всего об актуальности.