Найти в Дзене
Городской Курьер

Зачем монастырям своя кавалерия

Конный двор монастыря на всем протяжении его истории несколько раз менял место дислокации.

Первоначально он располагался на монастырской площади, в 1801 году его отстроили за восточной стеной, но со временем выяснилось, что он стоит частично на насыпном грунте, которым заровняли ров Старого городища, что привело к началу разрушения деревянного здания. Поэтому было принято решение начать строительство каменного конного двора, несколько сместив его к востоку (южная его часть на проспекте Мира сохранилась до сих пор), а деревянное строение разобрали и поставили на левом берегу Саровки.

Строительство одноэтажного здания началось в 1823 году, в 1824 проводились плотницкие работы, а в следующем произошло заселение. С течением времени был надстроен второй, а с южной стороны обустроен цокольный этаж. Конный двор представлял собой замкнутый прямоугольник со сторонами в 92 и 64 метра. На восточной и западной сторонах, посередине, находились проездные ворота во внутренний двор. Из описания 1898 года: «Кроме конюшен для лошадей и келий для смотрителей и рабочих людей, помещены: столярка, бондарня, тележня, хомутня и кладовые для поклажи хозяйственных принадлежностей; сарай для сена и каретные для летних и зимних экипажей. Подъездной сарай с удобным вверху помещением для хранения разных принадлежностей. При конном дворе находится все необходимое по своему назначению. Лошадей при оном сорок пять со всею нужною сбруей. Повозок летних 15, зимних 12, телег 33, дрог лесных 19, дровней 15, два возка, саней разъездных 15, саней обшивных 30». На конном дворе располагались также принадлежности для тушения пожара.

И еще интересная деталь – в двух кельях мебель была прикреплена к полу. В Саровскую пустынь нередко направлялись на перевоспитание провинившиеся монахи, священники, и для особо строптивых предназначались эти кельи.

В начале 1930-х гг. конный двор частично использовался как место заключения исправительно-трудовой системы ОГПУ. В каких условиях содержались заключенные, неизвестно, только в перечне работ, выполненных в корпусе №28 (в советский период все строения бывшего монастыря получили нумерацию, и конный двор не исключение), записано: «Оборудование нар и текущий ремонт».

С закрытием в Сарове в 1938 г. исправительно-трудовой колонии 28-й корпус отдан под жилье. С образованием объекта корпус стали называть: Старый 28-й – это северная его половина и Новый 28-й – южная. Связано это с тем, что в южной части в 1947 году был проведен ремонт и организовано общежитие для сотрудников КБ-11, а также открыли небольшой магазин с универсальным набором товаров. Северная половина осталась без внимания властей и выглядела неприглядно, с обшарпанными стенами, стертыми ступенями лестничных маршей. Проживала здесь разношерстная публика, в том числе и бывшие заключенные. О Старом 28-м по поселку шла дурная слава, и до беды было недалеко. В начале 1950-х случился пожар. «Корпуса были коридорного типа, – вспоминает М.Ф. Шемякова, – перегородки, балки – все деревянное, когда началось, то полыхало как в трубе, и весь северный корпус сгорел, а южный уцелел благодаря арочным проездам, которые встали как преграда». Летом 1954 года сгоревший корпус был разобран, освободив место для нарождающейся улицы, сегодня это проспект Мира. После закрытия общежития корпус использовался различными организациями и учреждениями, здесь располагались: детская техническая станция, бюро пропусков, управление ОРСа. В 1963 году западную часть корпуса капитально отремонтировали, и на второй этаж переехал городской комитет ВЛКСМ, а на первом открылся магазин «Мелодия». Сегодня нет ни магазина, ни бюро пропусков, «хозяйствующие субъекты» меняются очень часто. Из «старожилов» можно упомянуть Государственное учреждение – Нижегородское отделение Фонда социального страхования, Управление федерального казначейства, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и филиал «Нижтехинвентаризаци