События следующего дня, 26 августа, можно коротко изложить так: вся французская армия, корпус за корпусом, по очереди, атаковала левый фланг русской армии, еще утром взяла - и частично разрушила - флеши, и к середине дня перед ней оказалось новое "ключевое укрепление" - Курганная батарея. Несколькими последовательными атаками французам и её удалось взять. Русская армия, тем самым, оказалась оттеснена со всех своих оборонительных рубежей левого фланга и центра; однако же она не потеряла ни устойчивость, ни управление. Войска правого фланга и вовсе так и не вступили в бой, лишь несколько дивизий были сняты и переброшены в поддержку левому флангу.
В общем - план Кутузова удался на все 100%. Не срослось только добиться более высоких потерь среди французов: из-за отсутствия серьезных естественных препятствий перед своим фронтом, опираясь только на слабые земляные укрепления, войска левого фланга, отражая атаки трехкратно превосходящего противника, понесли потери большие, чем атакующие.
Тут еще сказалось и то, что у французов в действующих частях были собраны, в основном, опытные - но при этом молодые, крепкие, и здоровые солдаты. А в русской армии были собраны все подряд, и старослужащие, которым место в гарнизоне, и ополчение, и молодежь-добровольцы... Ясно, что в прямом столкновении французские солдаты имели перевес и в силах, и в опыте, и в здоровье.
* * *
Аналогии Бородинской битвы с Кунерсдорфским сражением может не увидеть только ленивый. В обоих случаях вражеская армия методично "избивала" русские войска, атакуя их поочередно во фланг; в обоих случаях, только исключительная, я бы сказал - нечеловеческая, стойкость русского солдата не привела к панике, бегству и катастрофе; в обоих случаях, когда был достигнут центральный пункт русской позиции, победа врага была несомненной, с любой точки зрения.
В чем отличия? что привело к столь разному итогу этих двух сражений?
Во-первых, у Бородино русская армия уступала противнику численно, хоть и немного. При Кунерсдорфе, наоборот, русско-австрийские войска были более многочисленны, причем заметно. В результате при Кунерсдорфе было кем наносить контрудар, а у Бородино Кутузов вечером 26 августа располагал лишь одним "непощипанным" корпусом.
Во-вторых, в попытках опрокинуть русские войска Фридрих пустил в ход все свои силы. В результате, когда русские (и австрияки) перешли в контратаку, прусские войска были расстроены и не могли успешно её отразить. Наполеон оказался умнее, и не ввел в бой не только гвардейские корпуса (о чем мы с вами все знаем), но и сохранил в более-менее исходном состоянии войска, находившиеся на северном берегу Колочи (корпус Богарне и кавалерийскую итальянскую дивизию). Поэтому, когда Кутузов - следуя примеру Салтыкова - нанес контрудар в обход левого фланга французской армии, его было кем встретить и отразить.
* * *
Нам любят рассказывать про "рейд казаков Платова"? Ну так вот: казаки проявили себя, как всегда, неуправляемой толпой, которая при первой же возможности плюнула на Родину, партию и правительствоверу, царя и Отечество, и ломанулась грабить ближайший обоз. Первая паника, возникшая среди французов при появлении конных масс на фланге (а то и в тылу) армии, быстро превратилась в обычное презрение к этим дикарям, которые забывают обо всем, увидев первую же возможность пограбить.
Вообще, казака за полноценного воина не считали ни французы, ни русские генералы. Так, попугать, налететь-поорать, пострелять в воздух... и разбежаться при первой же опасности. В прямой стычке французский кавалерист считал себя равным двум казакам. Башкиры в этом отношении казались французам более опасным противником (несмотря на архаичное оружие, лук и аркан), более стойким в бою, и более агрессивным.
Так что, дорогие читатели, забудьте эти завиральные байки про храбрых и могучих казаков! нападать исподтишка да грабить - вот и все, на что они были способны... ну, когда речь идет о столкновении полноценных хорошо вооруженных дисциплинированных армий. Это еще не раз отольется в следующих войнах, вплоть до Первой Мировой...
* * *
Кто выиграл Бородинское сражение?
А как вы думаете? Если соотношение потерь было 45 тысяч на 57 тысяч - у французов меньше? Если поле боя осталось за французами? Если французы добились всех целей, поставленных в бою, и только не смогли заставить русскую армию побежать?
Ответ очевиден.
Наполеон очень верно охарактеризовал Бородинскую битву: "Из всех сражений, данных мной, самым жестоким было сражение под Москвой! В этой битве французы были достойны победы, а русские показали себя непобедимыми!"
Действительно, французы сбили русских со всех занимаемых теми позиций, и нанесли им огромные потери: 57 тысяч - это примерно половина всех сил, которые имел Кутузов к началу битвы (от 108 до 120 тысяч человек, если верить генерал-квартирмейстеру русской армии Толлю).
Однако русские не только не побежали, но деловито готовились вступить с французами в бой на следующий день.
Упорство, достойное восхищения! Кто знает, как бы сложилась дальнейшая кампания, если бы Шевардинский редут был готов вовремя, и вовремя были размещены на позициях войска левого фланга! Все ж таки атаковать русские позиции через прогал между лесами, или пробираться к позициям русских войск через слегка заболоченную долину Колочи - это очень разные вещи. И даже последовательная атака во фланг готовой к бою и опирающейся на Шевардинский редут армии тоже выглядит выгоднее, чем защита позиции из недостроенных флешей и неглубокого оврага. Думаю, потери французов могли быть существенно выше, чем у русской армии, как того и добивался Кутузов.
* * *
Было ли Бородинское сражение - генеральным?
Нет, с любой точки зрения.
Целью генерального сражения для проигрывающей стороны является попытка изменить ход военных действий. Надо ли было менять ход военных действий для русской армии? нет, потому что в целом все шло в соответствии с предвоенными планами. Да, не смогли предусмотреть огромную численность Великой армии... Но и с этой проблемой, силами русской демографии и русских дорог, успешно справились.
Генеральное сражение ведется с предельным напряжением сил, до полного истощения возможностей одной из сторон. Кутузов на протяжении всего дня 26 августа избегал, насколько это возможно, использования резервов. Фактически, его целью была не победа в сражении, а сохранение армии для дальнейших действий.
Итогом генерального сражения, практически всегда, становится завершение военных действий и подписание мирного договора. Одна из сторон победила, и на этом война заканчивается. Иногда, по инерции, война продолжается еще несколько недель - тогда армия-победительница занимает какие-либо важные территории, или города, или географические пункты... В общем, демонстрирует проигравшему, что она может сделать с ним всё, что ей будет угодно. Появилась такая свобода действий у Наполеона после Бородино? нет, его армия лишь на две-три недели смогла двигаться беспрепятственно, а потом вновь оказалась под давлением отступающей, но действующей русской армии.
Больше всего разочарован итогами Бородинской битвы был Наполеон. Он-то вел его, как генеральное сражение! и рассчитывал на все дивиденты от победы в генеральном сражении. А тут - ни мирных предложений от Александра, ни просьб не захватывать Москву... Даже русская армия, похоже, не считает себя проигравшей сражение!
Так что в этом вопросе помахала Наполеону крылом птица обломинго, в порядке компенсации за нежднную удачу со взятием Смоленских складов.
* * *
Пара слов о руководстве в бою, в ответ тем, кто упрекает - век за веком! - Кутузова в пассивности. В принципе, об этом всё сказал некто Л.Н. Толстой, граф, но перескажу своими словами.
Управление массовой армией сильно отличается от управления небольшим, компактным войском позднего Средневековья. Если средневековую армию, как правило, можно окинуть взглядом полностью с какой-нибудь возвышенности, то массовая армия такой возможности не дает - управление идет исключительно по карте, и по донесениям адьютантов.
Адьютант добирается до штаба полчаса-час, если не влипает в какие-нибудь неприятности (история современного пятиборья вам в качестве справки). Обратно ему скакать столько же. За час, тем более за два, на позициях его дивизии всё успевает поменяться полностью три-четыре раза. Поэтому давать прямые и конкретные указания - бессмысленно. Лучшее, что можно сделать - это осуществить маневр резервами (в надежде, что эти резервы еще не были задействованы ближе расположенными генералами, командующими корпусами и армиями).
Ну и надеяться, что до боя расположил войска так, что и они, и противник, могут действовать единственным, заранее предсказанным, способом. Потому что если противник найдет способ "удивить" - это, скорее всего, закончится разгромом. Как при Аустерлитце, к примеру.
Так что "пассивность" Кутузова и его нежелание вмешиваться в происходящее - это очень разумное поведение. А поскольку это не привело к катастрофе, то можно еще и порадоваться за его здравый смысл и логическое мышление - потому что, выходит, он хорошо предвидел все события дня и предусмотрел все контрмеры, которые следует предпринимать его подчиненным генералам на местах.
* * *
Ну и об отступлении после сражения.
Кутузов очень рассчитывал на то, что французы в атаках на укрепления пусть полевые, понесут потери большие, чем русская армия.
Его расчеты оказались неверны.
Мало того, что французы понесли меньшие потери, к ним еще и подошли подкрепления. Так что 27 августа на Бородинском поле французы располагали почти вдвое большими силами чем русские.
Продолжать бой в таких обстоятельствах было бы безумием, и Кутузов отступил.
Фактически, то "уравнивание", которого Барклай, а потом и Кутузов, добивались своими отступлениями, было потеряно в результате битвы, и теперь русская армия уже не могла своим присутствием "сдерживать" движение Наполеона на восток.
Бородинская битва, со стратегической точки зрения, была проигрышем - и хорошо, что не катастрофическим проигрышем.
Однако, она дала "индульгенцию" от общества на дальнейшее отступление. А чем дольше продолжалось отступление - тем слабее становилась армия Наполеона, и в какой-то момент снова должно было наступить хрупкое равновесие.
Ну и сдача Москвы, после такой кровопролитной битвы, уже не выглядела национальным предательством, как всего пару недель тому назад.
Продолжение следует.