Найти тему
Глазами космополита

Человек, придумавший фастфуд

Натан Хэндверкер
Натан Хэндверкер

О том, кто именно придумал фастфуд, немало споров. Это объясняется тем, что идея ресторанов быстрого питания появилась не мгновенно как уже готовая революционная концепция, а формировалась поэтапно. Какой из этих этапов стал определяющим - вопрос открытый. Расскажу вам об одном человеке, сделавшем в этом направлении несколько, возможно, самых важных шагов.

Звали его Натан Хэндверкер. Именно он основал сеть закусочных Nathan's Famous, известную сегодня в самых разных странах.

Nathan's Famous в США сегодня
Nathan's Famous в США сегодня

Натан, бедный еврейский юноша 19-и лет, приехавший в Нью-Йорк из Польши в 1912 году, нашел себе работу в закусочной Feltman’s, где подавали своеобразные сэндвичи, представляющие собой франкфуртскую сосиску, уложенную между двух кусочков хлеба.

В меню сэндвич значился как Dachshund sandwich (сэндвич–такса) - от Dachshundwurst, как в Германии называли сами сосиски (буквально "колбаска-такса").

Сотрудники Feltman’s. Натан крайний справа.
Сотрудники Feltman’s. Натан крайний справа.

Владелец заведения Чарльз Фельтман был родом из Германии, где отлично умели обращаться с колбасами и сосисками, создавая из них множество интересных блюд. Однако по каким-то причинам Фельтман не проявил особой изобретательности, продавая свои сэндвичи в самом незатейливом виде - лишь хлеб и колбаска-такса.

Стоило это удовольствие 10 центов.

Впрочем, сэндвичи были не главным блюдом в меню. У Фельтмана подавали и рыбу, и морепродукты, и овощи с фруктами. Это был полноценный ресторан без всякого намека на фастфуд.

Реклама Feltman’s, показывающая, что сэндвичи тут отнюдь не главное
Реклама Feltman’s, показывающая, что сэндвичи тут отнюдь не главное

Натан, выросший в стране, находящейся под властью Австро-Венгрии, отлично понимал, что такое незатейливое блюдо, как сосиска с хлебом, можно превратить во что-то гораздо более аппетитное. Он скопил 300 долларов и на пару со своей женой Идой решил открыть свой собственный уличный лоток по продаже заметно улучшенных сэндвичей, в которых сосиска поливалась вкуснейшим соусом по рецепту бабушки Иды, а вместо кусочков хлеба была горячая вытянутая булочка, в разрез которой помещалась вся начинка.

Это, ко всему прочему, было очень удобно, чтобы есть на ходу.

-5

Люди, привыкшие покупать еду в проверенном месте, ни за что не стали бы доверять какому-то неизвестному уличному торговцу. И Хэндверкер это прекрасно понимал. Поэтому он первым делом снизил цену своих сэндвичей вдвое по сравнению со своим бывшим работодателем. Ведь ему не нужно было оплачивать помещение, не нужно платить зарплату сотрудникам, не нужно покупать посуду и столовые приборы.

А 5 центов уже были достаточно веским доводом в пользу нового продавца.

Тем более, что за половину привычной цены вы получали гораздо более вкусную еду.

-6

Название Дачхаунд-сэндвич Натан заменил на Франкфуртер, имея в виду происхождение сосисок. Хотя к тому времени уже существовало другое, неофициальное название для бутербродов с немецкими сосисками.

Однажды спортивный карикатурист New York Journal Тэд Дорган опубликовал рисунок такого сэндвича, где вместо колбаски была смешная такса. Дорган назвал эту конструкцию хот-дог, потому что не был уверен, что напишет длинное немецкое слово без ошибок.

С тех пор некоторое время сосиска в булочке называлась одновременно и хот-догом и франкфуртером, но короткое название в конце концов победило.

Лоток с франкфуртерами и напитками
Лоток с франкфуртерами и напитками

Лоток со своими сэндвичами Хэндверкер поставил в Бруклине, на Кони-Айленде, вблизи парка аттракционов, рассудив, что тут будет немало гуляющих, которые, проголодавшись, не захотят идти в дорогой ресторан, а купят себе пятицентовый хот-дог и пообедают прямо на ходу.

В принципе его расчеты оправдались, но настоящий прорыв произошел в 1919-м, когда на Кони-Айленд открыли станцию метро. Вот тогда по выходным тут собирались прямо-таки толпы народу, и Натан временами умудрялся продавать по 75 тысяч сэндвичей за один уик-энд.

Неудивительно, что маленький лоток вскоре превратился в популярную закусочную, перед входом которой вечно выстраивались очереди. Двигалась очередь, впрочем, довольно быстро, потому что сэндвичи собирались по принципу конвейера - за несколько секунд прямо на глазах у покупателей.

Первая закусочная Nathan's Famous
Первая закусочная Nathan's Famous

Нельзя не вспомнить гениальный маркетинговый ход, который придумал Натан Хэндверкер. Сэндвичи, подобные его хот-догу, хоть и были популярны среди людей небогатых, все же вызывали подозрения у более разборчивой публики. Еда с уличного лотка, да еще с таким сомнительным названием - "горячая собака" - мало ли из чего эти иммигранты делают свои сосиски. А вдруг и вправду из собак?

И потом насколько тут всё гигиенично? Соблюдаются ли санитарные нормы? Не отравишься ли, если купишь такой сэндвич? И наверняка для здоровья всё это совсем нехорошо. Короче говоря, пусть рискуют те, кому на себя плевать.

И Натан нашел нестандартное решение проблемы. Он обошел местных докторов и сообщил им, что будет кормить каждого бесплатно, но при условии, что врачи будут приходить к нему в своих белых халатах.

Более того, Хэндверкер нанял еще несколько безработных с благообразной внешностью, одел их как врачей и добавил к ежедневной публике.

В результате горожане видели, что даже медики, люди, которым они доверяют заботу о своем здоровье, ежедневно и с видимым удовольствием питаются хот-догами от Натана. Это окончательно сломало лед, сделав Nathan's Famous поистине всенародным заведением. Кстати, фокус с актерами, одетыми для убедительности в халаты врачей, работает в рекламе, как вы знаете, до сих пор.

Тем временем старомодная закусочная Фельтмана с его суховатыми и дорогими сэндвичами-таксами окончательно разорилась.

В выходной день рядом с Nathan's Famous
В выходной день рядом с Nathan's Famous

А слава хот-догов Натана поднялась до таких высот, что захватила даже президентов и королей. Когда в 1939 году американская президентская чета устраивала пикник по случаю Дня Независимости для британского короля Георга VI и его дочери Елизаветы, Элеонора Рузвельт предложила включить в меню новомодную американскую еду, хот-доги. Говорят, британские аристократы были в совершенном восхищении, а королю так понравилось, что он попросил добавки.

Во время Второй мировой войны восточное побережье США было уязвимо для нападения немецких подводных лодок. Все прибрежные заведения позакрывались по приказу правительства. Кони-Айленд практически вымер. И лишь заведение Хэндверкера продолжало работать. Натан убедил чиновников, что в случае тревоги, сможет закрыть свою лавку за 60 секунд. Это произвело впечатление и ему разрешили продолжать торговлю. В результате Nathan's Famous остался не только единственным открытым заведением на берегу, но и перешел на круглосуточный режим работы.

-10

После войны империя хот-догов все расширялась. В 50-х по всей Америке насчитывалось уже 300 ресторанов под этой вывеской и почти каждый крупный супермаркет старался предложить покупателям полюбившийся им продукт. Управление компанией от Натана перешло к его сыну, затем эстафету подхватил внук.

К началу 21 века это уже было международное предприятие с представительством в 11-и странах. Одна из закусочных Nathan's Famous находилась в здании Всемирного торгового центра и погибла вместе с башнями-близнецами. Эта деталь, как мне кажется, хорошо иллюстрирует, до какой степени заведение Натана стало символом американской культуры быстрого питания.

Натан и Ида Хэндверкер на 50-летнем юбилее своего заведения
Натан и Ида Хэндверкер на 50-летнем юбилее своего заведения

И хотя сам термин "фастфуд" возник лишь в 50-х, а его стратегию сформулировал и применил создатель МакДональдса Рэй Крок, всё это стало возможным благодаря тому, что уже было придумано и обкатано людьми вроде Натана Хэндверкера.

Такие фундаментальные признаки фастфуда, как быстрота обслуживания, низкая цена, отсутствие столовых приборов, удобная форма сэндвичей, которые можно есть на ходу или за рулем, наконец вкусная и сытная еда - всё это уже существовало и давно доказало свою эффективность.

Сосиски с хлебом были популярны в США и до Хэндверкера. Их продавали и с уличных лотков (и особенно активно на бейсбольных играх), но Натан первым превратил эти сэндвичи в массовый товар, сделав на них ставку и создав первое заведение фастфуда задолго до того, как появился этот термин.

Натан Хэндверкер на фоне фасада своего заведения
Натан Хэндверкер на фоне фасада своего заведения

*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство, агрессию и упрямое желание оспорить каждое слово отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.

**Автор не обязан сообщать кому бы то ни было по первому требованию, где он берет информацию. Если ссылка на источник не указана в тексте, каждый желающий может поискать сведения сам. Гугл вам в помощь.

Еда
6,93 млн интересуются