Найти тему
Вижу красоту

Фарфор Галины Чечулиной. Тот, что веселит народ

Галина Чечулина. Скульптура «Скоморох на козле». Из композиции «Потеха». 1978. Дулёво. Высота 14,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-559. Госкаталог: 3474849. Источник: goskatalog.ru
Галина Чечулина. Скульптура «Скоморох на козле». Из композиции «Потеха». 1978. Дулёво. Высота 14,5 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-559. Госкаталог: 3474849. Источник: goskatalog.ru

Друзья, завершаю 2021 год юбилейной в общей сумме 250-ой публикацией на канале «Вижу красоту» о классике советского фарфора, отметившего этим летом своё 95-летие. Хочу для настроения радости и веселья показать вам безусловно наиболее праздничные произведения Галины Дмитриевны Чечулиной (1926 года рождения) – прославленного скульптора подмосковного Дулёвского фарфорового завода.

Красникова О. Скульптура из фарфора // Огонёк, 1980. – № 27 (2764), 5 июля. – С. 13.

Светлый, добрый мир старой сказки, бьющее через край веселье народного праздничного гулянья обступают нас, когда мы знакомимся с работами Галины Дмитриевны Чечулиной, часть которых – представлена на нашей четвёртой обложке.

-3

Она закончила Московский институт декоративного и прикладного искусства – был раньше такой в столице, – и вот уже двадцать восемь лет скульптор Дулёвского фарфорового завода.

Её красивые, самобытные работы радуют выразительной пластиной, искромётным юмором, точными, меткими деталями.

Галина Чечулина. Скульптура «Жар-птица с Иванушкой». 1950-е. Дулёво. Высота 50,8 см. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки / Пр 189. Госкаталог: 30049720. Источник: goskatalog.ru
Галина Чечулина. Скульптура «Жар-птица с Иванушкой». 1950-е. Дулёво. Высота 50,8 см. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки / Пр 189. Госкаталог: 30049720. Источник: goskatalog.ru

Русская сказка сразу вошла в творчество художника и надолго приковала внимание.

Названия некоторых её произведений говорят сами за себя: «Жар-птица», «Конёк-горбунок», «Волшебное зеркало».

В потешных сценках, в языческих образах, которые – воскрешает Галина Чечулина, – бьющая через край народная фантазия, почти реальное ощущение чуда. Широкая масленица с румяными блинами, парой чая, со знаменитым российским гостеприимством.

Лихие тройки с удалыми седоками, кони, рвущие удила, взбивающие снег копытом.

Потешник на козе, а то и на свинье, играющий на балалайке...

Галина Дмитриевна говорит, что её привлекает всё, что веселит народ. Отсюда и тяга к цирку, ведь это искусство своей фееричностью сродни волшебству.

Среди её олимпийских сувениров клоуны и радушные, улыбчивые – скоморохи, словно олицетворяющие сам русский характер, доброту, отзывчивость.

Кроме обычных для фарфоровой скульптуры двух цветов – белого и синего кобальта, художник вводит алый, золотой, даже чёрный, который так торжественен и загадочен рядом с белым и золотым, так выразительно – акцентирует движение.

Галина Чечулина. Скульптура «Плисецкая – Кармен». 1970. Дулёво. Высота 37 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-315. Госкаталог: 3472751. Источник: goskatalog.ru
Галина Чечулина. Скульптура «Плисецкая – Кармен». 1970. Дулёво. Высота 37 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-315. Госкаталог: 3472751. Источник: goskatalog.ru

Все её скульптуры динамичны и там, где того требует образ, исполнены вихревых, стремительных ритмов.

Галина Чечулина. Скульптура «Плисецкая в роли Китри». 1975 (?). Дулёво. Высота 26 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-177. Госкаталог: 3472869. Источник: goskatalog.ru
Галина Чечулина. Скульптура «Плисецкая в роли Китри». 1975 (?). Дулёво. Высота 26 см. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства / КМП-177. Госкаталог: 3472869. Источник: goskatalog.ru

Изящны по пластике, благородны и богаты по цвету её работы, посвященные балету,– «Кармен-сюита», «Персидский танец», Одетта, Китри...

Большое значение скульптор придаёт форме произведения, конструктивности. Для барельефа она выбирает, например, срез сферы, на котором эффектно и изысканно выступает изображение владимирских Золотых ворот – лёгкие стройные линии белого силуэта на фоне иссиня-тёмного неба, по которому бегут, курчавятся золотые облака.

Галина Чечулина. Настенное панно-сувенир «Золотые ворота». 1976. Дулёво. Аукционный дом «Вне Времени». Источник: ru.bidspirit.com
Галина Чечулина. Настенное панно-сувенир «Золотые ворота». 1976. Дулёво. Аукционный дом «Вне Времени». Источник: ru.bidspirit.com

Глядя на интересно задуманные и с большим вкусом выполненные работы, невольно сожалеешь, что они почти не тиражируются, их нигде нельзя купить. А ведь скульптура из фарфора – искусство малых форм – наиболее доступна и может постоянно быть рядом, сопутствовать нам в повседневной жизни.

Скульптуры Галины Чечулиной: «Русский квас», 1976. «Еду к ней», 1979. «Скоморох на медведе», 1987. «Потеха», 1975. «Цирк», 1985. «Кадриль», 1982. Дулёво
Скульптуры Галины Чечулиной: «Русский квас», 1976. «Еду к ней», 1979. «Скоморох на медведе», 1987. «Потеха», 1975. «Цирк», 1985. «Кадриль», 1982. Дулёво

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив