Творчество многих писателей буквально ассоциируется с городами, где они жили и работали. Петербург Пушкина и Достоевского, Париж Бальзака и Золя, Прага Кафки и Чапека. Даже Уайльд, уроженец Дублина, посвятил немало страниц Лондону, Набоков много писал о Берлине, а последний роман Ремарка «Тени в раю» посвящен Нью-Йорку как неласковой «земле обетованной» для беженцев со всего мира.
Солженицын, живший в Кавендише, Вермонт, с 1976 по 1994 гг., не написал об этом населенном пункте ни одной строчки. Почему же нобелевский лауреат, выдворенный из родной страны в 1974 году, выбрал для постоянного проживания крохотный, хоть и весьма респектабельный, городок на северо-востоке США?
Изначально целью писателя и его семьи был вовсе не Вермонт, и даже не Америка. После выдворения из СССР Солженицыны поселились в Цюрихе, но столица Швейцарии показалась им слишком шумной, многолюдной и... небезопасной.
К 1974 году имя Солженицына буквально гремело во всем мире. Кого-то всерьез интересовало только его творчество, но, по большому счету, он привлекал к себе внимание как идейный противник Советской власти.
Внимание разного сорта: у писателя хватало и поклонников, и врагов. Цюрих, столичный город в самом сердце Европы, делал Солженицына слишком доступным. Постоянные встречи и интервью вынуждали применять повышенные меры безопасности, что исключало возможность всецело сосредоточиться на творчестве.
Сначала в качестве потенциальной «новой родины» была выбрана Канада: далеко от Москвы, масса возможностей для уединения, да и зима здесь «настоящая». Но Наталья Солженицына убедила мужа отказаться от переезда в Канаду. Да, красивая страна с настоящей зимой, но... это же «сонное царство»: скучно и слишком далеко в географическом и культурном отношении.
Вермонт, да и всю Новую Англию, тоже вполне можно было бы назвать «сонным царством», но Солженицыны считали иначе. Проехав по США в 1975 году, они решили, что их новым домом станет Кавендиш в Вермонте. По переписи 1970 года, здесь проживало всего 1264 человека, а это означало, что конфиденциальность почти гарантирована.
С местными жителями писатель почти не общался. Единственное мероприятие, в котором он вынужденно принял участие вскоре после приезда — городское собрание, где он извинился за необходимость построить забор вокруг дома.
Всё время писателя занимала работа. Именно в Кавендише он подготовил свою знаменитую Гарвардскую речь 1978 года. В ней он критиковал Запад и, в частности, Америку за безбожие, материализм и слабость духа.
Остальные члены семьи соседей не чурались. Жена и теща Солженицына активно болели за баскетболистов Boston Celtics, сыновья учились в кавендишских школах.
Со своей стороны местные жители не приняли на свой счет заявление писателя о слабости Америки и отнеслись с пониманием к его заботе о безопасности. Более того, они окружили его чем-то вроде «заговора молчания».
Например, владелец супермаркета повесил у входа табличку: «Туалета нет, босиком не пустим, дорогу к дому Солженицына не подскажем». К «заговору» были привлечены даже детишки. Когда приезжие спрашивали у них, как пройти к дому Солженицына, они намеренно указывали им неверное направление.
Солженицын прожил в Кавендише 18 лет, вернувшись в Россию в 1994 году. Как он отметил в своем прощальном благодарственном письме жителям города, его пребывание в Вермонте было «самым продуктивным в жизни». За годы изгнания в Америке ему удалось завершить документальный роман-эпопею «Красное колесо», написать несколько пьес, множество статей, рассказов, а также закончить работу над «Русским словарем языкового расширения».
Дорогие друзья! Не пропустите и другие интересные статьи о литературе на нашем канале:
Зачем читать классические романы о «лишнем человеке» и кто такие «новые лишние люди»?
А еще у нас есть оригинальный тест по литературе (и скоро будут еще!):
Русская литература в лицах: тест для знатоков
Подписывайтесь на наш канал! Будет еще интереснее!