Найти тему
Public Transport Travel

Алапаевская УЖД. Живее, чем кажется

Оглавление

Тема оставшихся в России узкоколеек всегда живо обсуждается в сети. Такие дороги - это медленно уходящая эпоха, и нет сомнений, что количество узкоколейных железных дорог уже в скором времени можно будет пересчитать по пальцам одной руки.

Проблема поиска информации

Перед каждой поездкой на узкоколейку приходится искать информацию, а существует ли она до сих пор? Информацию, хоть и специфическую, можно было искать у Сергея Болашенко (известного также, как Логачёв и ещё пара фамилий), который уже более 20 лет занимается исследованием железных дорог, но в последнее время стал активно убирать материал из сети. С Алапаевском всё оказалось чуть проще, из-за наличия постоянного пассажирского движения, которое внезапно отображается на сервисе Яндекс.Расписания.

Для поиска расписания набираете Алапаевск-2
Для поиска расписания набираете Алапаевск-2

Историческая справка

Железная дорога расположена в восточной части Свердловской области. Была открыта в 1898 году в интересах металлургического завода в Алапаевске. Узкоколейка появилась раньше обычной железнодорожной линии, которую дотянули до Алапаевска только в 1912 году.

Вокзал станции Алапаевск - 1. Колея 1520 мм
Вокзал станции Алапаевск - 1. Колея 1520 мм

Со временем профиль узкоколейки сменился с обеспечения металлургического завода на лесозаготовку. Местность очень богата качественной древесиной, но болотистая. Необходимость вывоза леса спровоцировала бурный рост узкоколейки, так как альтернативных вариантов обеспечения лесозаготовок тогда практически не было. Это объясняет и разветвлённость узкоколейки в небольшие поселки, откуда надо было вывозить и лес, и рабочих. По факту, узкоколейка позволяла не строить автомобильные дороги, затраты на постройку которых в болотистой местности огромные.

Алапаевск 2 - Красная
Алапаевск 2 - Красная

Наибольшего развития дорога достигла к 1976-78 году. Длина линий составляла порядка 650 км (с учётом ответвлений).

Схема линий в период максимального развития
Схема линий в период максимального развития

К концу 80-х годов, узкоколейные хозяйства начали приходить в упадок, коснулось это и АУЖД. Наибольшее количество закрытий пришлось на конец 90-х годов, после чего сокращение притормозилось. Сейчас Алапаевская дорога - самая крупная система колеи 750мм.

Текущее состояние

Можно сказать точно: дорога живёт, но не без проблем. Сейчас существует регулярное движение по главному ходу дороги Алапаевск - Санкино. Пассажирские поезда ходят с периодичностью 4 раза в неделю про всему маршруту.

Вокзал Алапаевск - 2
Вокзал Алапаевск - 2

Главная их особенность - это наличие плацкартных вагонов в составе. Они были изготовлены по специальному заказу в 2014 году, вместе с новым тепловозом ТУ7А-3367. В плацкартном вагоне все полки - боковые, так как ширина вагона маленькая. Вмещает 16 человек лёжа и до 24 сидя, более подробно о вагоне на сайте производителя. До Санкино состав состоит, как правило, из 2 плацкартных вагонов и 1 сидячего. Стоимость проезда... к ценам вернёмся позже.

Между станциями ходят и короткие поезда. От Синячихи до Строкинки и Ельничной. Пример расписания по станции Ельничная.

Расписание по Ельничной
Расписание по Ельничной

Действующие линии

Действует ответвление практически до станции Берёзовка. Сам посёлок уже давно выселен и станция с 2015 года не действовала. По состоянию на июль 2021 года линия приведена в нормальное состояние, так как оттуда планируют вывозить лес. Пассажирское движение под вопросом, так как живут там (по неподтверждённым данным) 4 человека, периодически появляется непостоянное "население" в виде дачников. Поезда с лесом мы на станции Красная-2 действительно видели, и нас уверили, что именно с восстановленной части линии.

Состав с лесом на станции Красная-2
Состав с лесом на станции Красная-2

По поводу линии до конечной станции Калач. Участок Санкино - Калач поездами на июль 2021 не обслуживается. Причина - аварийное состояние моста через реку Санкина. В 2019 году был реконструирован мост через Туру около посёлка, но в итоге проблема вскрылась на другом участке линии. Отремонтировать мост обещают зимой 21\22 года. На это нужны немалые деньги и доступ к мосту. Текущий план ремонта предполагает дождаться зимы и попытаться пригнать технику на 122 км, выделено ли финансирование - информации нет.

Ремонт моста через Туру в 2019 году
Ремонт моста через Туру в 2019 году

Фактически от 170 км, сейчас 35 км не действуют, проехать можно только на дрезинах. Непонятно состояние линии до Берёзовки.

Почему линия до сих пор жива?

Ответ прост - есть посёлки, куда нет дорог. Даже не так - есть посёлки, куда СОВСЕМ НЕТ дорог, кроме узкоколейной. На главной линии - это Строкинка, Муратково и Калач. При этом, до Муратково вроде как насыпали дорогу. Вопрос - а надолго ли? Есть посёлок Берёзовка, где ещё числится население... Но, опять же - реально или по бумагам?

Тепловоз ТУ7А в депо Алапаевск 2
Тепловоз ТУ7А в депо Алапаевск 2

Строить автомобильные дороги в эти посёлки нет смысла, так как это слишком дорого, местность-то болотистая. А перспективы у них туманные, так как жителей там больше не становится, посёлки медленно вымирают. Живут и лесозаготовки, которых хоть и поубавилось с времён союза, но они есть. Вывоз леса идёт, а Алапаевский леспромхоз активно работает, о чём свидетельствуют составы с древесиной на станции широкой колеи.

Станция Красная-2
Станция Красная-2

И ещё один важный фактор - туризм. Алапаевская УЖД притягивает людей со всей России точно, так как застать эксплуатацию этой "игрушечной линии" хочется многим, эдакая диковинка. Прокатиться по участку Алапаевск - Синячиха можно в рамках Императорского маршрута. Многие просто едут по маршруту Алапаевск - Санкино - Алапаевск на регулярном поезде или в рамках экскурсионных маршрутов по всей длине линии. Для АУЖД это тот фактор, который позволит прожить дольше остальных узкоколеек.

Проездной, музей АУЖД
Проездной, музей АУЖД

Итог

Тут хочу вернутся к стоимости проезда по линии. Нам озвучивали стоимость проезда до Санкино около 260 руб. в одну сторону. Даже при полной загрузки 3-вагонного поезда это не та сумма, которая могла бы покрыть стоимость рейса. Реальная стоимость это 18,5 тыс за маршрут Алапаевск - Синячиха - Алапаевск, тепловоз + вагон (да, да его можно арендовать). Дорога существует, пока существуют посёлки. Пока построить дорогу туда, дороже, чем поддерживать узкоколейку. Пока есть дотации из бюджета поддерживать предприятие. Поэтому стоит съездить, пока линия жива, ибо в любой момент она может стать историей.

Напоминаю, что у нас есть Telegram-канал, куда приходят уведомления о новых публикациях.

#транспорт #железная дорога #екатеринбург #путешествия #россия