Найти в Дзене
ИстПросвет

Почему историки считают, что от завоевания турками Константинополь только выиграл

Оглавление

Название этой статьи может вызвать недоумение. Я бы и сам возмутился такой постановке вопроса, если бы не был знаком с работой британского историка Р. Кроули "Константинополь. Последняя осада". Давайте посмотрим, какие аргументы приводит в пользу турецкого завоевания крупный специалист по средневековым османам.

Мехмед Эль-Фатих, османский султан, завоеватель Константинополя (кадр из фильма)
Мехмед Эль-Фатих, османский султан, завоеватель Константинополя (кадр из фильма)

Великое потрясение христианского мира

Начать, несомненно, стоит с того, что завоевание Города стало катастрофой для его жителей. В отдельной статье я уже описывал ужасы и страдания, пережитые греками после осады. Здесь достаточно будет сказать, что все они стали военной добычей турок, 30 000 человек было продано в рабство. "Падение Константинополя стало драмой для Запада".

Всё это так, но Кроули, заявляя о "пользе" завоевания, высказывался не столько о судьбах людей, сколько о будущем великого Города. При последних византийских императорах Константинополь стал маленьким анклавом христианской цивилизации в окружении исламского мира. Его экономика зачахла, а былое могущество осталось в прошлом.

Падение Константинополя
Падение Константинополя

Мехмед Эль-Фатих действует по собственному плану

Султан Мехмед Эль-Фатих завоевал Город во славу ислама. Но дальше его внутренняя политика сильно отличалась от принятых стандартов. "Султан рассматривал себя не только как правителя мусульман, но и наследника Римской империи". С первых дней он начал создавать столицу, где "уживались бы разные культуры и все граждане имели бы определённые права". Фатих насильно поселил в Городе греков и заставил турок-мусульман жить с ними бок о бок. Он гарантировал безопасность генуэзской колонии в Галате, а туркам запретил занимать земли и даже жить в этом пригороде столицы.

Султан разрешил действовать в Городе православной церкви. более того, он он напутствовал патриарха Геннадия словами:

"Будь патриархом, и да сопутствует тебе удача, будь уверен в нашей [турок] дружбе и пользуйся всеми привилегиями, какими пользовались патриархи до тебя".

Как писал в ту пору Георгий Венгр, турки никого не заставляли принимать ислам силой, а к "ренегатам", предавшим свою веру, относились с пренебрежением. В Испании, например, в 1492 году католические короли насильно обращали в христианство мусульман и изгоняли иудеев.

Христианам было отведено несколько районов, где они имели свои церкви. Им предписывалось носить особую одежду и не иметь оружия. "С учётом условий того времени, - заключает Р. Кроули, - это являлось политикой поразительной терпимости".

Примеру христиан последовали испанские евреи. Основная масса их добровольно эмигрировала в Стамбул. "Здесь, в земле турок, - писал один из раввинов в Европу, - нам не на что жаловаться. ... Мы не обременены тяжёлыми налогами, мы торгуем свободно и беспрепятственно".

Богаты и далекий торговый Левант
Богаты и далекий торговый Левант

Эталон левантийского города

Мехмед Завоеватель придал Константинополю основные черты левантийского города с их поликультурной торгово-ремесленной средой. Каждая этническая группа имела в Константинополе свой квартал. В Городе работали и торговали представители всех народов Леванта, "одетые и причёсанные на свой лад".

Политика Фатиха настолько сильно контрастировала с с религиозными войнами, раздиравшими Европу во время Реформации, что Стамбул пережил мощный поток беженцев, шедший из христианского мира в сторону Босфора. При этом надо понимать, что христиане страшно боялись османов и считали их "наполовину людьми, наполовину лошадьми", "сущим ужасом для всего мира" и так далее.

Султан Мехмед II Эль-Фатих (1432-1481)
Султан Мехмед II Эль-Фатих (1432-1481)

Заключение

Сын Мехмеда II султан Баязид II был гораздо более благочестив, нежели его великий предок. Поэтому, взойдя на престол, он во всеуслышание заявил, что его отец "по совету интриганов и лицемеров нарушил законы Пророка".

Однако делать уже было нечего - Город развивался по заданному образцу. Что же касается Фатиха, то его самого "больше интересовало создание державы в масштабах всего мира, нежели обращения мира в ислам". Наследники султана исправили эту "ошибку" и ещё пару сотен лет наводили ужас на христианскую Европу, желая её завоевать и обратить в веру Пророка.