Я не хотел бы тут меряться цифрами, хотя совсем без этого не обойтись. Просто, читая на эту тему, понял, что с окончательной точностью они неизвестны до сих пор. Даже специалисты, имеющие дело с первоисточниками, пишут, что продолжают всплывать новые документы, неизвестные ранее подробности, появляется понимание объективных и субъективных причин, которые могли влиять на точность этих данных.
Хотя уже имеющиеся всё-таки могут помочь понять масштаб событий. Так что давайте сделаем акцент на то, как происходили эти эвакуации.
И первой стоит конечно эвакуация из Одессы в октябре 1941 года. Наверно, это была одна из наиболее чётко организованных операций такого рода. Меня лично удивил такой факт - когда стало ясно, что эвакуация неизбежна и это вопрос уже дней, конский состав кавалерийской дивизии и лошади, использовавшиеся в гужевом транспорте, были переработаны на мясокомбинате на колбасу и тушёнку для войск. Не все сто процентов, конечно, но в большом количестве. Замечательная рачительность, учитывая обстановку.
Сама эвакуация была проведена не одномоментно. До 14 октября из осажденной Одессы было вывезено более 50 тыс. человек (войска, раненые и гражданское население), 208 орудий, около 900 автомашин, более 3200 лошадей, 162 трактора, тысячи тонн заводского оборудования. Для эвакуации Приморской армии советским командованием были использованы 24 транспорта водоизмещением в 150 тыс. брутто-тонн, которые за 15 дней сделали в общей сложности 54 рейса.
А вот в ночь с 15 на 16 октября в течение нескольких часов на корабли и суда должны были сесть до 30 тыс. бойцов и беженцев. В ночь на 15 октября противник подверг порт и суда ожесточенной бомбардировке, в которой одновременно участвовало до 40 самолетов. Корабельные и береговые зенитчики и летчики-истребители сумели защитить транспортные средства. В то же время авиация ЧФ нанесла бомбовые удары: 25 пикирующих самолетов Пе-2 в сопровождении 28 истребителей пошли на подавление вражеской авиации на ее аэродромах.
Погрузка войск на транспорт в Одессе:
Караван Одесса – Севастополь собрал около 120 судов различных размеров и назначений. Всего в обеспечении перехода участвовало: 2 крейсера, 4 эсминца, 4 тральщика, 13 торпедных катеров, 34 сторожевых катера, 2 канонерки. В противовоздушной обороне каравана приняли участие 56 истребителей с крымских аэродромов. Был потерян только один транспорт "Большевик". Людей с него перевели на другие суда. Ещё один интересный момент - уволокли даже плавучий док, а в нём 84 паровоза, 29 тендеров и 44 груженых вагона. Всех вывезли? Нет, конечно, осталось порядка 1,5 тыс. человек из не успевших подтянуться бойцов арьергарда и раненых. 17 октября конвой прибыл в Севастополь.
В день эвакуации Одессы была начата крупная эвакуация из Крыма, тоже требующая высокой организации, сил и средств. Речь идёт о вывозе в Краснодарский край и Калмыкию 127 тыс. голов крупного рогатого скота, 669 тыс. овец, 20 тыс. жеребят и личный скот крымчан под расписку.
А теперь о людях. Уже ко 2 августа было эвакуировано порядка 30 тысяч крымчан. С 27 октября немецкая авиация стала ежедневно 3-4 раза в сутки бомбить керченский порт и переправу. Был потоплен теплоход «Рот Фронт» с гражданским населением на борту (почти 600 ч.) 08.11.1941 немецкая авиация повредила плавучий док, используемый в качестве парома, нанесла удары по керченскому аэродрому. Тем не менее через пролив на северный Кавказ и Тамань эвакуировано 200 тыс. человек.
В ночь на 16-е ноября на Таманский полуостров перевезены основные силы 51-й армии. Участвовали пароходы: «Енисей», «Пенай», «Чкалов», «Красный моряк», сейнера и корабли Дунайской флотилии, всего около 150 боевых катеров, кораблей и транспортных судов. Военизированной флотилией эвакуировано до 50 тысяч человек войск и около 400 орудий. Так закончилась Крымская операция 1941 года.
Но оставался ещё Севастополь. К 23.11.1941 из Севастополя эвакуировано 58 тыс. жителей Крыма. Но эвакуация шла не только из Севастополя. Вспомните трагедию теплохода "Армения" с тысячами эвакуируемых, вышедшего из Ялты.
В мае 1942 года состоялась вторая эвакуация наших войск после разгрома Крымского фронта. По разным источникам удалось переправить от 120 до 150 тысяч войск и 12 тысяч гражданского населения. В условиях превосходства авиации противника в воздухе это было сделать непросто. Командующий Крымским фронтом Д.Т. Козлов указал в отчёте следующие цифры: эвакуировано 138923 чел. (30 тыс. чел. раненые). Вообще, такая точность, до человека, что с нашей, что с немецкой стороны всегда наводит на сомнения. Ведь переправлялись и неорганизованно, на подручных средствах и сколько их не смогло преодолеть несколько километров Керченского пролива?
А вообще, это место наибольшего в мире за время войны количества десантов и эвакуаций. Судите сами: середина ноября 1941 года - эвакуация советских войск; конец декабря - начало января: Керченско-Феодосийская десантная операция наших войск, создание Крымского фронта; май 1942-го - эвакуация войск Крымского фронта. Сентябрь того же года: десант немецких войск и захват Тамани. Сентябрь-октябрь 1943-го - эвакуация немцев с Тамани. Октябрь-декабрь того же года - Керченско-Эльтигенская десантная операция наших войск с захватом и удержанием плацдарма в районе Керчи вплоть до весеннего наступления. Причём в ходе этой десантной операции была выполнена эвакуация более тысячи человек из состава войск, высаживавшихся в Эльтигене.
Что ж, теперь о немецкой эвакуации с Тамани. Она началась 3 сентября 1943 года и закончилась 9 октября. Так что у немцев времени было больше месяца и успели они сделать немало. Опять же, цифры в разных источниках различны, воспользуемся данными из книги В.А. Некрасова "Битва за Крым. Керчь. Война день за днем. 1941- 1945". Командующему 17 армией Енеке удалось переправить с Тамани в Крым 202.4 тыс. чел., 1196 орудий, 15.2 тыс. автомашин, 54.6 тыс. лошадей, почти 100 тыс. т военного имущества.
Цифры впечатляющие, но и наши войска переправлялись через пролив туда и обратно в сопоставимых количествах.
Забегая вперёд, скажу, что мне сейчас пришла в голову мысль проследить истории военачальников, чьи фамилии упоминаются в связи с эвакуациями войск по морю. Невесёлая картина получается.
А пока перейдём к Севастополю и судьбе оборонявших его войск. И самый болезненный момент, постоянно бичуемый нашими современниками - "трусливое бегство командования, оставившего войска на растерзание противнику". Граждане не в состоянии понять, что среди командования таких дураков, чтобы самовольно сбежать и через самое короткое время предстать перед военным трибуналом, у которого разговор короткий - не было по определению. Тем более, что в директиве Военного совета Северо-Кавказского фронта от 28 мая 1942 г. № 00201/оп было категорически сказано: «1. Предупредить весь командный, красноармейский и краснофлотский состав, что Севастополь должен быть удержан любой ценой. Переправы на кавказский берег не будет… 3. В борьбе против паникеров и трусов не останавливаться перед самыми решительными мерами».
Каковы были причины изначального отказа от эвакуации войск? Посмотрим на соотношение войск. С нашей стороны на 6 июня 1942 года - 118 890 чел.,116 самолётов, 47 танков.
С немецкой на ту же дату - 203 800 чел. 1060 самолётов, 150 танков. Тогда, весной 1942 года, положение на фронтах было критическим. Поражение под Ржевом и Вязьмой, разгром наших войск под Харьковом, беспрепятственное наступление вермахта на Сталинград и Северный Кавказ. В таких условиях связывание боями под Севастополем двухсоттысячной группировки и тысячи самолётов имели огромное значение.
Была ли техническая возможность эвакуации? 05.06.1942 для блокады Севастополя с моря противник сосредоточил в Ялте и Евпатории 6 подводных лодок, 19 торпедных катеров, около 40 сторожевых катеров и охотников за подлодками. И не забудем о той самой тысяче самолётов.
В течение июня в Севастополь прорывались; транспортные суда — 11 раз, надводные корабли от крейсеров до катеров — 103 раза. 77 рейсов совершили подводные лодки (специально выделил для любителей поныть о бездействии Черноморского флота) и 117 раз прилетали транспортные самолеты. Они доставляли боеприпасы, бензин, медикаменты, продовольствие, а также бойцов и командиров (даже целые части) для пополнения Приморской армии.
На Кавказ увозили раненых, гражданское население, некоторое имущество, например панораму художника Рубо и др. То есть даже в ходе отражения третьего штурма из Севастополя осуществлялась частичная эвакуация.
2 июня на подходе к Севастополю потоплен танкер «Михаил Громов».
8 июня — гидрографическое судно и эсминец "Совершенный", ремонтировавшийся в Корабельной бухте.
10 июня - транспорт "Абхазия" и эсминец "Свободный".
13 июня - транспорт "Грузия" , тральщик ТЩ-27, СКА - 092. Последний прорвавшийся в Севастополь транспорт "Белосток" под артобстрелом не смог полностью разгрузиться, ночью вышел в море с 400 ранеными и 100 эвакуируемыми и в районе мыса Фиолент был потоплен торпедным катером противника.
Время, когда ещё можно было провести эвакуацию, было упущено, да она как мы видели выше, и не планировалась.
30 июня командующий СОРом вице-адмирал Ф. С. Октябрьский и член Военного совета дивизионный комиссар Н. М. Кулаков послали в Москву наркому ВМФ Кузнецову, а в Краснодар Буденному и Исакову телеграмму, в которой сообщили, что организованная борьба возможна «максимум 2-3 дня».
Октябрьский просил разрешения в ночь на 1 июля «вывезти самолетами 200-250 ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова».
Вопрос - кто-нибудь где-нибудь видел оригинал или скан этой шифровки? Беспредельно был бы благодарен за наводку на этот документ.
Ставка ВГК «разрешила эвакуацию ответственных работников и выезд ВС ЧФ на Кавказ». В том числе и Петрова.
Это было только разрешение, но не приказ о выезде руководящего состава из Севастополя. А дальше уже вопрос чисто морали. Сейчас почитал комментарии к статье о Петрове на этом же Дзене. Процентов 70 комментаторов непременно бы застрелились, но не оставили войска. Какая несокрушимая твёрдость духа оказывается у обитателей наших домашних диванов!
Конечно, можно было бы и не стреляться. Одним командующим армией, замученным в концлагере стало бы больше. Что и произошло с заменившим его в Севастополе генерал-майором Петром Георгиевичем Новиковым. Есть правда и другая сторона проблемы. Сколько времени нужно для подготовки рядового пехотинца по сравнению с командиром дивизии, не говоря уж о командующем армией? Или у Сталина после произошедших катастрофических поражений и окружений наших войск военачальников с опытом Петрова оставалось ещё немеряно?
Я, к сожалению, не имею возможность оценить мнение американских современников по поводу любимца Америки, героического генерала Макартура. А ведь мог не выполнить приказ президента Рузвельта о личной эвакуации с Филиппин, остаться с войсками и на худой конец застрелиться. Но нет, на торпедном катере с семьёй и служанкой добрался до места, откуда смог вылететь в Австралию. А только на полуострове Батаан в плен попали 75 000 военнослужащих, эвакуировать их могучий американский флот так же не смог. Интересно, что всё это происходило всего на пару месяцев раньше севастопольских событий.
...Сейчас не следует думать о том, чтобы спасти войска или уберечь население. Битву следует вести до конца, чего бы это ни стоило... Командиры и старшие офицеры должны умереть вместе со своими солдатами... город ... должен быть превращён в цитадель и обороняться до последней капли крови, ни о какой капитуляции не может быть и речи…
Как раз то, что мы любим.
Это высказывания Черчилля об обороне Сингапура. В итоге эвакуации морем не произошло и второго Дюнкерка не случилось, в плен попали 80 000 англичан и союзников.Тоже начало 1942 года. Командующий, генерал-лейтенант Артур Персиваль был освобождён советскими войсками из концлагеря в Маньчжурии лишь в августе 1945 года.
Ну и не забудем итало-германские войска в Тунисе в 1943 году. Как минимум 130 000 человек попали в плен.
Эвакуировать их не стали по причине превосходства флота союзников. Но Роммеля среди них не оказалось. "Лис пустыни" улетел убеждать фюрера о необходимости эвакуации. Заменивший его фон Арним просидел с мая 1943 года до 1947 в британском лагере и с чистой совестью вышел на свободу.
А вот об эвакуации немцев из Севастополя уже в следующей статье, в эту при всём желании никак не втиснуть.
Полный каталог статей журнала здесь