Всем привет!
Венгерские автобусы Ikarus 200й серии полюбились многим советским гражданам и не переставали работать даже в 2000х гг. Они наряду с 677м ЛиАЗом и львовскими ЛАЗ-695 и междугородним 699 стали ярким элементом многих городов и приобрели статус «автобусов детства». Но чаще всего наши соотечественники вспоминают сочлененный автобус Ikarus-280. Так что сегодня присоединимся к ним, вспомним эту «гармошку» и порадуем их теплыми воспоминаниями.
Если среднестатистический россиянин услышит словосочетание «автобус-гармошка», то в его голове с большой долей вероятности всплывет не какой-нибудь современный сочлененный автобус, а именно Ikarus-280. Что же такого в этом автобусе?
Конструкция появившегося в 1973 г. автобуса была классической: правильный «прямоугольный» кузов, резиновая «гармошка» и 4 широкие двери для пассажиров. Но интересно то, что кузов завоевал несколько наград в Германии, Монако и во Франции.
Сзади же автобус ничем не выделяется – все стандартно для 200й серии:
Автобусы комплектовались различными дизельными двигателями, мощность которых варьировалась между 190 и 210 л.с. Для сочлененной машины этот показатель маловат, так что быстрее 65 км/ч наш герой не разонялся, хотя это в общем-то было и не нужно.
Интересно, что у 280го существовало более 50 модификаций, создававшихся для разных стран. Для родины Венгрии создавались одни модификации, для Польши – другие, для чехословацких городов – третье.
А также на базе этой модели существовал троллейбус, именованный Ikarus-280T, но эта машина была отдельной темой на канале «Колеса: настоящее вчера», и с ней можно познакомиться здесь.
Советские же модификации выделялись классическим светло-оранжевым цветом и полной перегородкой между кабиной водителя и пассажирским салоном, а также сидениями, которые слева были одноместные, а справа вмещали по два человека. Всего же было 35 сидячих мест, а в общем и целом салон был рассчитан на 180 пассажиров:
Надо сказать, что был у салона ряд существенных недостатков. Во-первых, отопление: две автономные печки выпивали солярку быстро, и их для экономии топлива часто приходилось отключать, в результате чего в салоне бывало зябко. Мне иногда приходилось слышать от родственников, часто пользовавшихся этим автобусом для перемещения по городу, как бывало холодно в морозную погоду в 280м, особенно если ты стоишь в самой «гармошке».
А во-вторых, в салоне был люк, через который был доступ к двигателю. Сам же агрегат имел извечную проблему венгерской автобусной классики: он изнашивался после десятка лет эксплуатации, и выделяемые им гарь и копоть часто попадали прямо в салон. Зимой это, возможно, не было серьезной проблемой, а вот летом при таких условиях трудно дышать.
Тем не менее, автобус, попав в нашу страну, стал быстро набирать популярность. На старых фотографиях часто можно увидеть нашего героя, красующегося рядом с советским соратником ЛиАЗ-677:
Однако, как поется в песне, «все когда-нибудь кончается», и Ikarus-280 к концу 80х гг. стал постепенно устаревать. Для Венгрии выпуск этих автобусов закончился в 1993 г., однако завод продолжал осуществлять ремонтные работы над 280ми, а также выпускать их для других стран.
В следующем же году производство своей версии Ikarus-280 освоил Тушинский машиностроительный завод. Первоначально на заводе просто заканчивали собирать почти готовые кузова, но со временем тушинские машиностроители стали создавать нечто свое. Тушинский 280й отличался иным двигателем, новыми колесами, а также переделанным салоном.
Также выпуск похожих автобусов наладили в Кургане.
В 2001 г. венгерский завод оказался на грани банкротства, и выпуск Ikarus-280 пришлось полностью прекратить. Однако жизнь легендарной «гармошки» продолжалась. Среди крупных российских городов, еще долгое время эксплуатировавших автобусы этой модели, больше всего выделяется Екатеринбург. Лишь недавно эти машины полностью сняли с городских маршрутов.
Я же встречал эту легенду в Красноярске до 2007 г., однако прокатиться на этом автобусе мне так и не довелось. Зато облик его мне запомнился очень хорошо.
Ну и конечно же, несколько Ikarus-280 сегодня содержится в музеях. В Питере сохранился такой автобус желтого окраса, более привычного для этой модели:
А в московском музее осталась тушинская версия:
Ikarus-280 – один из главных автобусов, вызывающих сегодня нотку ностальгии у многих наших соотечественников. И даже если не довелось ездить на нем, облик этой легенды хорошо закрепляется в воображении.
А как долго эксплуатировались эти автобусы в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.
А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!