Найти тему

VIII. Малая Авиация. Часть-2. Глава-30.

Геннадий Чергизов

Изучение Пайпера. – Каховка.

КингЭйр уже вернулся из Берлина. Сиротливо стоит на стоянке. На улице декабрь, близятся морозы, снег и прочее. Ангар, который строители обещали построить до Нового Года, только вырисовывается и имеет всего несколько вертикальных колонн. Наш нежный Пайпер таких условий не переживёт. Есть мысль перегнать его на аэродром в Широкое и определить там в ангар ТЭЧи, но Пайпер не растаможен, трогать нельзя. Звоню одному товарищу, вхожему в Департамент, прошу помощи. Тот договаривается, и мы получаем разрешение перегнать его, что сразу же и делаем.

После посадки в Широком, выполнил я под надзором Эдика три полёта по кругу. Почти освоил. Теперь надо Пайпер изучать. Закатили его в ТЭЧ.

Рассказал я Банкиру про того «шустрого француза», что мечтает «вручить нам троим премию». А он говорит, что Артур Т. уже, вроде, нашёл самолёт, «Челенджер-604». Но пока только ведёт переговоры с его владельцем, каким-то московским «товарищем», с которым даже их с Шефом бизнес где-то «пересекается». Известно, что самолёт под канадской регистрацией, стоит в сертификате одной канадской авиакомпании (АКАСС из Монреаля) и летает на нём канадский экипаж.

Вскоре погода резко испортилась, КингЭйр в одно утро предстал в удивительном виде, - весь фюзеляж и крылья были покрыта сантиметровым слоем льда. Стоял КингЭйр весь блестящий и красивый, но летать не мог. Был в аэропорту еле живой ангар у авиакомпании «Константа». Они и сами им не пользовались, - крыша протекала, отопления не было, ворота открывались с трудом и через раз. Но выбора не было. Это Як-40 и Ан-24 могли стоять под открытым небом и при этом летать, а буржуйская техника такое не переносила. Договорились с инженером авиакомпании за хорошее «спасибо». Взяли в аэропорту тепловую машину, с её же помощью кое-как открыли ворота, закатили в ангар КингЭйр, нашли ему там более-менее безопасный угол и пару часов удаляли лёд с самолёта этой тепловой машиной.

Пайпер же наш теперь стоит в ангаре в Широком под крышей, правда без отопления. Но там всего то -6, то -1. Пофотографировал я приборную доску, всё оборудование и надписи. Засел за все Руководства, - надо всё переводить и делать копии всех этих документов на русском языке. Параллельно прошло «растаможивание». После того, как будут готовы копии Инструкций на всё оборудование, можно будет регистрировать Саратогу. И только потом думать о полётах. Сканирую сотни страниц, делаю компьютерный перевод. Но с этим переводом и смех и грех, - такие перлы компьютер выдаёт? Само название самолёта в переводе на русский язык выдаёт как «старая большая кровать», или что-то в этом роде. Помогает с переводом Володя Х. Не скоро, но «вымучил» я перевод всех Инструкций на всё оборудование. Сделал в одной мини-типографии «книжки». Единственное, что мне удалось найти в Интернете на русском языке, так это GNS-430. Скачал, получилась целая книга «GNS 430 - Справочник пилота».

Изучаю самолёт и «вживую», приезжаю в Широкое, лезу в кабину. Дверь справа, попадаю внутрь через крыло. Включаю ненадолго питание. Вся приборная информация отображается на левом мониторе. Но есть и «нормальные» приборы слева и ниже монитора, - указатель скорости в узлах, авиагоризонт, высотомер в футах, ещё и давление выставляется в гектопаскалях, указатель АРК и магнитный компас. Приходится принимать скорость в «узлах – кнотах», высоту в футах, вертикальную скорость в метрах в минуту, топливо в галлонах.

Между сиденьями находится «колесо» управления триммером руля высоты. Впереди на полу переключение топливных баков. Есть и «парковочный» тормоз.

Справа тоже есть штурвал и педали, управление двигателем и винтом в центре. Справа место, похоже, больше для инструктора.

Правый монитор работает в двух режимах. В одном отображает данные по двигателю, топливу и электросистеме. В другом отображает навигационное пространство со многими данными, это, конечно, просто здорово. При этом информация по двигателю так же кратко отображается. Ну, а самая ценная «вещь», это GNS – система навигации и связи для полётов, для инструментального захода на посадку.

В центре приборной доски расположены друг под другом два пульта управления GNS. Полно. конечно, ещё всяких органов управления, кнопок и переключателей. Всё, в принципе, привычно и понятно. Кран шасси «Выпущено – убрано», рычаг управления закрылков с положениями «0 - 10 - 25 - 40». Все надписи в кабине, конечно, на английском, - будем привыкать.

Ангар в аэропорту растёт на глазах, уже установлены ажурные металлические балки перекрытия, но, похоже, попадём мы в ангар только по теплу. Потом строители стали перекрывать крышу красными и белыми сип-панелями. Ангар стал приобретать какой-то авиационный облик.

Теплеет, начинаем выезжать в Широкое, устраиваем полёты на Яке, подъезжают и Балицкие из Мелитополя. Восстанавливаем, как говорится, утраченные навыки, летаем на пилотаж. Прилетел как-то из Мелитополя и Валентин Т. на своей Мораве. Покрасил её в жёлто-белый цвет. Прилетел с ним и сын его Антон, вспоминали, как он нам в Токмаке ночью организовывал освещение полосы.

Перегнали мы Як в Токмак, теперь ездим туда на полёты. Там уже начинается авиационный сезон. Летать там как-то приятнее. Дух другой, - свободы, наверное. Летает с нами и Саша З. и Саня З.

Летает наш КингЭйр периодически и привычно в Киев. Экипаж, можно сказать, теперь постоянный, - Эдик и Володя Х. Пока мы с Эдиком были в Дании, вместо Эдика летал кто-то из немцев.

Балицкие каким-то «боком», как бизнесмены-спонсоры, участвуют в Каховке в каком-то музыкальном мероприятии, организуют там и «авиационную» часть. Приглашают принять участие. Лечу туда на Яке, в Каховке есть и местные авиаторы, на их грунтовую площадку, почти у Днепра, и сажусь. Прилетел сюда и Валентин Т. на Мораве, Балицкие прилетели на своём румынско–французском вертолёте с б/н UR-ODIN. Рядом стоит и какой-то «крутой» вертолёт с бортовым номером UR-CHGI, похоже из семейства «Белл». Из Токмака пригнали и знаменитый «Лидер», который «фюрер». Как полная противоположность формам, линиям и даже цвету, стоит рядом с «Лидером» белый изящный «ATEC 321 FAETA» с б/н UR-NOVI. Не оставил без внимания это мероприятие и Гена Х. Он прилетел на своём гордом Як-12 UR-GENA.

Вечером будет начало этого музыкального мероприятия, - концерт. Были и какие-то знаменитости. А само авиационное мероприятие, то есть показательные полёты, будут завтра. Мы оставляем самолёты под присмотр местных хозяев площадки, а сами на автобусе, что выделили организаторы для прилетевших авиаторов, едем в Херсон в гостиницу.

Расположились, решили попить пива, послали «гонцов» в магазин. Те привозят бутылочное пиво и рассказывают, что пиво не простое, а «акционное», под крышечкой могут быть деньги. Тогда это ещё было относительной редкостью. Не особо мы верим в эти «акции», но на удивление, под крышечками первых двух бутылок оказались плотно сложенные купюры по двадцать гривен! Под остальными ничего не было!

На следующий день мы прикинули примерную программу нашего «авиашоу». Что мы могли нашими «жидкими силами» продемонстрировать!? Место показа у нас было непростое, над водами Днепра. Зрители располагались по берегам. Я слетал на Яке на пилотаж, потом прошли «гуськом» все летательные аппараты, демонстрируя себя небольшими отворотами и снижениями, наборами высоты. Делалось это неспешно, с временным интервалом. В конце мы придумали пройти парой, - Як-12 и Як-52. Мне приходилось, конечно «притормаживать», будучи ведомым у Як-12. Потом на площадке устроили катания на самолётах и вертолётах. Народ резвился, мы тоже с удовольствием во всём этом участвовали. Кажется, праздник удался!

* - на фото:

- 02.05.2008г. – площадка Каховка. Заслуженный ветеран Як-12
Гены Х. и знаменитый токмакский «Лидер» (он же «Фюрер»).
Спинами стоят Саня Шиян, Виталий Брониславович Балицкий и
Андрей Ферчук.

21.07.2021 – Севастополь.

Продолжение: - https://zen.yandex.ru/media/id/5f97da5b0956a032f29ecfa3/viii-malaia-aviaciia-chast2-glava31-60f8d19e19b3822840c522fa?from=editor