Зиновий Гердт был уникальным человеком и потрясающим актером. Мне довелось его увидеть в театре Ермоловой в спектакле «Костюмер» по пьесе британского драматурга Рональда Харвуда.
Это было в самом конце 80-х годов. Гердт был уже довольно в преклонном возрасте, к тому же прихрамывающий еще с войны после ранения. Но, несмотря на наличие в спектакле других действующих лиц, у меня осталось впечатление, что это пьеса, написанная для одного актера. Настолько он затмевал на сцене других исполнителей.
У Гердта было потрясающее чувство юмора. А, самое главное, он умел посмеяться над собой. В том числе часто подшучивал над тем, что он еврей. И этого не стеснялся.
Однажды они вместе с Анной Самохиной и Валентином Гафтом пришли после съемок поужинать в ресторан при гостинице, где их поселили. Сели за столик и Гафт предложил:
- Ну, что, Зиновий Ефимович, закажем по коньячку?
- Нет, нет, Валя, - замотал головой Гердт, - Подождите! Изучайте меню! Внимательно изучайте меню!
Гафт удивился, но подчинился. Минут через десять пришел официант и поставил на стол бутылку дорогого шампанского.
- Это для вас! С того столика, - официант легонько кивнул головой в сторону.
Артисты обернулись. А там им приветливо улыбаются и кланяются, показывая, что актеров узнали и рады их угостить.
Через некоторое время на столе появились еще шампанское, коньяк и вино. К середине вечера весь стол уже был уставлен «подарками».
- Вот видите, Валя, - деликатно сказал Зиновий Гердт, а вы собирались заказывать! Конечно, мы поступили по-еврейски, но сколько радости мы доставили всем этим людям!
***
Несмотря на маленький рост и хромоту, Зиновий Гердт был любителем красивых дам. В 30-е годы ему довелось поработать в театре великого Мейерхольда. Тогда Гердт был еще никому не известным молодым актером.
Как-то раз в фойе театра он увидел роскошную блондинку в шикарной шубе. Это была настоящая русская красавица с бездонными голубыми глазами и шикарным бюстом. И Зиновий влюбился без памяти, хотя дама была его выше на целую голову. Она часто ходила на спектакли, и всякий раз Гердт пытался найти предлог, чтобы с ней познакомиться, но она не обращала на него никакого внимания.
Тогда молодой актер попросил самого Мейерхольда ему подыграть и как-нибудь возвысить несчастного влюбленного в глазах красавицы. Режиссер охотно согласился. Перед очередным спектаклем Гердт встал рядом с дамой, а пробегающий мимо Мейерхольд бросился к нему, полный отчаяния:
- Голубчик мой! Что же вы не приходите на мои репетиции? Я без ваших советов решительно не могу работать! Что же вы меня губите, голубчик?
- Ладно, ладно, - снисходительно свысока ответил Гердт, - Как-нибудь загляну.
Он думал, что красавица-театралка будет потрясена! Но, она равнодушно надела свою шубу и ушла.
- Вот же корова! – удивился Гердт и вся его любовь моментально улетучилась. – Не стоит метать бисер перед свиньями!
***
Зиновий Гердт был очень чадолюбивым. Он обожал своего сына от первого брака и приемную дочь от третьего, многочисленных племянников и, конечно же внуков.
При всей его занятости актеру очень редко удавалось уделять внимание малышам. Но, однажды дедушка повел свою любимую внучку лично в зоопарк. Он был счастлив! Рассказывал о разных зверях, эмоционально, в красках, по-актерски.
Особенно внучку заинтересовал лев, и они остановились у клетки. Гердт начал рассказывать все, что знал об этом царе зверей.
И тут вдруг лев открыл широко пасть и протяжно зевнул. Испуганная внучка вцепилась в руку деда и очень серьезно сказала:
- Если он тебя съест, скажи мне лучше сейчас, на каком автобусе мне надо ехать домой?
Зиновий Гердт не нашелся, что ответить ребенку.
***
Спасибо, что дочитали до конца. Пишите комментарии.
Понравилась статья? Ставьте лайк.
Ссылки на другие байки тут.