Образ вампира пришел из славянского фольклора? А слова «упырь» и «вампир» имеют общее происхождение. Что же говорят об этом исследователи?
Из славянских легенд нам известно, что на Руси упырей представляли умершими мужчинами (очень редко женщинами), которые нападают на людей и скот, чтобы насытиться их кровью.
Славяне считали, что после смерти душа либо обретает покой, либо превращается в «заложного (нечистого) покойника». Такое случалось в нескольких случаях: если человек умер неестественной смертью, если он при жизни был грешником или его неправильно похоронили, то есть не были соблюдены все ритуалы погребения.
Южные славяне верили, что мертвец может превратиться в упыря в течение 40 дней после погребения. В это время он мог выйти из могилы и отправиться на поиски жертвы, чтобы напиться кровью и обрасти плотью. Славяне считали, что упырь — это «кожаный мешок», наполненный кровью.
Восточные славяне называли монстров «упырями» (ст.‑слав. вѫпырь), а южные и западные — «вампирами» (ст.-болг. въпиръ, сербохорв. vampir), именно у них это слово было заимствовано немцами, французами, англичанами.
Монстры-кровопийцы были во многих культурах, но образ европейского вампира, который нам теперь известен, мог быть вдохновлен именно славянской мифологией. Дж. Мелтон в «Энциклопедии вампиров» (1998) отметил, что слово «вампир» в форме «упырь» впервые «встречается именно у русских».
Исследователи склонны считать, что это так. В работах И. И. Срезневского указано, что некий Оупирь Лихыи (Упырь Лихой) упоминается в «Толковании на книги пророческие» (восходит к XI в).
Упырь Лихой, конечно, вряд ли был вампиром, он был книжником. Но имя (прозвище) у него несомненно странное.
Некоторые этимологи предполагают происхождение слова «упырь» от корня -pī- ‘пить’ с суффиксом -rъ. М. М. Валенцова указывает, что на Руси прозвище Упырь могло трактоваться как «Опивала». Так ли это? Можем лишь предполагать.
А вот в другом древнерусском письменном памятнике упоминается слово «упырь» уже не как имя собственное. Из «Слова святого Григория» (XV век): «преже Перуна бога ихъ, а преже того клали требу упирем и берегинямъ». Из этого текста следует, что до Перуна славянские язычники возносили жертвы неким упырям и берегиням.
Исследователи пока не могут понять, что понимали под «упырями» язычники, но то, что слово встречается в древних памятниках письменности, это факт.
Исследователь А. Рыбаков предполагал, что берегини — это олицетворение добрых начал, а упыри — всего злого.
Некоторые исследователи предполагают, что «упырь» восходит к тюркскому *upyr ‘ведьма, злой дух’ (> тат. ubyr ‘оборотень, волколак). Славяне могли по-своему переосмыслить это слово из-за сходства с глаголом «пить». «Упырь» — это демон, который после смерти «упивается», чтобы сохранять жизненные силы.
Но М. Фасмер считает толкование из татарского сомнительным и говорит, что «реконструкция праславянской формы сопряжена с трудностями». Лингвист ещё допускает возможность происхождения этого слова от *ǫpirь (пари́ть, перо́).
Но почему упырь вообще пьет кровь?
Славяне называли «жаждущими» тех, кто умер неестественной смертью. До сих пор сохранилась традиция оставлять на могиле умершего воду или какой-то напиток, чтобы он мог утолить жажду.
У сербов было принято наливать в рот покойнику немного вина, чтобы он не превратился в вампира, или слегка смачивать его плоть красным вином, будто кровью.
Легенд вокруг этого демона было очень много. Славяне после смерти человека наблюдали за покойником, не превращается ли он в вампира. Считалось, что упырями могли стать «умершие с открытыми глазами», «лежащие в гробу с румянцем», «с длинными ногтями», «быстро раздувающиеся».
Ещё опасались тех умерших, которые при жизни страдали психическими заболеваниями или имели врожденные физические аномалии.
Если были хоть малейшие подозрения, что покойник превратится в вампира, проводили странные действия с телом: подрезали жилы под коленками, прокалывали кожу, чтобы тело не смогло надуться, ещё втыкали в пятки острые предметы.
Считалось, что первыми жертвами вампира становятся члены его семьи. Поэтому если родственники недавно умершего начинали болеть и друг за другом умирать, объясняли это его превращением в упыря.
Для защиты от упыря использовали не только чеснок, ещё спасались крестиками из боярышника, вокруг дома создавали круги из терновника, а помещения окуривали тимьяном.
На Украине верили, что упырь вызывает стихийные катастрофы и болезни. Во время эпидемий холеры из-за подобных суеверий в украинских посёлках сжигали на кострах из терновника невинных людей, которых считали упырями.
Первоначально упырей считали ужасными монстрами, но во второй трети XVIII века началась романтизация вампиризма. Вампиров стали изображать молодыми и красивыми аристократами с легкой бледностью кожи и алыми губами. Романтизм и эстетизм!
Привычный для нас образ вампира получил известность по всей Европе благодаря повести Джона Полидори «Вампир» в 1819 году, а потом — роману Брэма Стокера «Дракула» в 1897 году.
Русский поэт Александр Блок был в восторге от этого романа: …прочёл я «Вампира — графа Дракула». Читал две ночи и боялся отчаянно. Это — вещь замечательная и неисчерпаемая.
В современном кинематографе герои не всегда становятся вампирами по своему желанию. Например, пятилетняя девочка Клодия, героиня фильма «Интервью с вампиром» (1994 г), который снят по роману американской писательницы Энн Райс.
Клодия стала жертвой обстоятельств, она не сама выбрала себе такую участь.
Девочка не грезила о вечной жизни, а просто хотела быть со своей мамой, умершей от чумы. Так сложились обстоятельства, что Клодию забрали к себе вампиры Луи и Лестат, они пытались ей подарить любовь и заботу. Правда, эта история закончилась печально для всех героев.
Образ вампира прошел путь от монстра в виде «кожаного мешка» до человека с особенностями. Например, сложно назвать злым монстром Эдварда Каллена из романа «Сумерки» Стефани Майер.
Выходит, что у славянского упыря и современного вампира уже нет ничего общего, кроме названия и функции (пить кровь).
В современном искусстве вампир зачастую становится символом отчаянного желания жизни и любви, а ещё потребности быть принятым обществом, даже если ты не совсем похож на большинство.
Источники: Одесский М. П. «Упыри в древней книжности: из комментария к словарю И. И. Срезневского», М. М. Валенцова «Этнолингвистический комментарий к этимологии слова упырь», «Славянские древности. Этнолингвистический словарь» под ред. Н.И. Толстого, «Этимологический словарь русского языка М. Фасмера», И. Ю. Грабузов «Трансформация образа вампира в худ. культуре Европы и Америки».
#вампиры #мифология #мифы и легенды #культура #искусство