Найти тему

Сыну скоро 6, или почему нельзя так кричать на своего кота

Оглавление

Итоги полугодия: планы, достижения, сложности.

Сегодня мне хочется подумать, чего мы добились за эти полгода и чего - не добились.

Спорт - освоили самокат

Наш старый велик, ждем насос для починки
Наш старый велик, ждем насос для починки

Меня тут постоянно спрашивают, насколько помогает нейрокоррекция. Вот вам наглядный результат: с помощью балансировочного диска и такой-то матери ребенок освоил двухколесный самокат и стал сам качаться на качелях. Но эти навыки он освоил только технически.

Задача родителей была - убедить его делать самостоятельно, ибо было много нытья: "У меня не получиться", "Не хочу сам".

С другой стороны, у сына много завиральных идей, например, то, что у него самокат "электронный". В общем мы с мужем в один прекрасный день просто пнули его под попу и сказали: "Твой электронный самокат зарядился, сейчас он поедет сам..." - и сын радостно ускакал на нем вперед. На перекрестках сын обычно тормозит, но водит опасно: сразу как поехал, пытался улететь вниз с горки, где не каждый взрослый мужик отважится ездить, катался на самокате в движущемся автобусе.

Также за пару месяцев научился немножко плавать и нырять, совсем потерял страх перед водой. Это и хорошо, и опасно: надо бдеть над ним безотрывно.

Учимся ездить на четырехколесном велосипеде, но пока ребенок не умеет прокручивать педали, ему сложно, поэтому ездим на велике за мороженным, я подталкиваю его вел сзади.

Осваиваем нейрокоррецию, хуже всего даются упражнения на самоконтроль: выполнение простых движений под счет, т.е. с самоконтролем пока все очень плохо.

Академические навыки: любит считать, но не не любит читать

Сложение сын знает пределах 10 уверенно, в пределах 20 - с ошибками. Вычитание - хуже, его надо подкрутить. С ходу решает простые задачки, что приятно, поскольку это уже не только счет, но и логика вместе с пониманием речи. Не буду врать - этот навык мы тоже развивали через сюжетно-ролевую игру "Кафе". Поэтому, кроме счета натренировали и практическое представление о деньгах: о том, как они зарабатываются и тратятся, о номинале монет и платежных средствах. Только с бумажными купюрами мы пока не работали.

С чтением - хуже, но за пару месяцев мы освоили простые слоги. Тут главное не торопить, т.к. интереса у сына к чтению нет. Тоже пытаюсь перевести все в практическую плоскость: читать названия продуктов, вывески и т.п.

Логико-математический интеллект сына соответствует полным 6-ти годам. И, если не обращать в внимание на другое, он вполне бы мог сесть 1 сентября за парту и начать учиться. По крайней мере, знаю 7-леток, которые пойдут в 1 класс таким же багажом знаний.

Зимой была лепка: слепили такого пингвина
Зимой была лепка: слепили такого пингвина

Графомоторные навыки: умеет все, но с отставанием

За эти полгода мы под моим контролем: пораскрашивали, повырезали, полепили, порисовали...

И в конечном итоге пришли к тому, что сейчас сын сам себя прекрасно развлекает всяким декоративным творчеством. Мальчик он креативный, но можно заметить, что рисунки не так детальны, как у его ровесников. Больная тема - изображение живых существ: люди на его рисунках есть, но чаще всего бесплатное приложение к любимой теме - архитектуре.

Поэтому сейчас мы занимаемся исключительно рисованием людей и животных, дальше возьмем лабиринты (тут я буду придираться уже не к прохождению, а к прямизне линий) и "прописи" для подготовки руки к письму.

Также нам нейропсихолог порекомендовала эти две игры на визуальное сопоставление:

Кстати, получилось дешевле. чем на видео: карточки распечатала за 15-70 рублей лист через типографию, а колпачки взяла из игры "Спрячь крота", они там те же самые, только вместо черного фиолетовый.

В целом графо-моторным навыкам сына около 4-5 лет, по крайней мере, с заданиями на это возраст он справляется, есть (он никуда не делся) дефицит пространственного мышления, но он пределах нормы.

Быт и безопасность

Улучшилось (до этого было совсем никак) внимание к вещам. Через раз но помнит, что надо взять самокат там, где припарковал, контролирует маму, выключила ли она утюг. На улице собирает даже чужой мусор, дома же, по-прежнему, нужен жесткий контроль, чтобы за собой вытер, подмел, собрал игрушки, чтобы вылетел на улицу в сандалях и шортах, а не трусах и резиновых сапогах. Фломастеры и мыло по-прежнему переводит нещадно.

Понимает, что магазинов и других зданий есть имена: "Вайлдберриз", "Пятерочка", "Бургер Кинг" и т.п., раньше это было неочевидно. Помогает мне делать покупки (поиск тележки, выбор продуктов, сканирование и оплата), но предпочитает кассы самообслуживания, ревет, если я выбираю обычные.

Вообще человек растет очень правильный: в лифт одному нельзя, на перекрестке надо ждать маму, спать с нечищенными зубами не согласится - будет рыдать. Каждую микроцарапину обязательно нужно обработать зеленкой. Но так, как есть синдром дефицита внимания, я особо не обольщаюсь - контролирую.

Речь

По-прежнему полна аграмматизмов и всяких странных идей, которые сын готов защищать, например, что сейчас май, а не июнь, а мороженное делают изо льда, не умеет находить компромиссы.

Трудно с местоимениями: очень долго усваивалось "ты", воспринимал его как окорбление: "Не хочу "ты", но не возражал, если я в сердцах назвала его "оно":))) Сейчас более-менее, но часто путает "вы" и "ты". Например, обращается к тренеру на "ты", а ко мне на "вы".

Есть трудности с аграмматизмами. Сын коверкает незнакомые слова, много в речи "деревенщины": засохнул, поелся, этажов, узвините, но медленно-медленно речь улучшается. Может пересказывать по памяти длинные сказки, но только любимые. С моей помощью может перессказать содержание небольшого текста, который ему прочитали. Сейчас я даю ему задания в основном из этого блока. Начали ставить букву "Р".

Формально, если скрещивать пальцы, уровень развития речи соответствует 5-ти годам, но способности к диалогу скромнее и речевых ошибок - больше, чем у пятитлеток. Также больше монологов: сын любит разговаривать сам с собой, хотя в этом возрасте монологическая речь в норме должна бы уже уходить.

Не понимает переносного смысла слов, например, "да ладно" это у него выражение согласия, а "заливать" это моргать.

Любимая книжка сына: Свен Нурквист "Петсон грустит".
Любимая книжка сына: Свен Нурквист "Петсон грустит".

Эмоциональный интеллект и поведение: не кричите на котов

Я рада , что у сына есть множество функций, которые у аутистов могут отсутствовать как класс:

- способность ко лжи и фантазированию (но не понимает, когда врать выгодно, когда - нет)

- умение играть в ролевые игры (но не умеет встраиваться в чужую игру без подсказок и помощи, долго доходят правила);

- чувство юмора (шутки у него вроде: "Не трогать это руками? А ногами можно?", но чужих шуток практически не понимает, если только речь идет не о каком-нибудь сортирном юморе из мультика);

- умение делиться (сильно по настроению);

- умение проявлять заботу о близких, зачатки эмпатии (может поцеловать меня в ногу, если я ушибусь его самокатом);

- способность к диалогу (но я уже писала, о чем он говорит);

- осознание своего пола ("Розовый для девочек").

Однако многие эти вещи мы тянули клещами и они в зачаточном состоянии в сравнении с нормой или выглядят... ну очень экстравагантно. Например, дети дерутся, играя в роботов, сын молча присоединяется к драке... Может поцеловать понравившегося ребенка на улице, дотронуться до сережки в ухе у незнакомой девочки. А вообще у сына лицевая слепота, он не особо отличает знакомых от незнакомых... Очень расстроился, когда узнал, что его лучший друг не Дима, который давно ушел из садика, а совершенно другой новенький Дамир. Спросил у тренера, где его волосы, хотя у нас просто два тренера-мужнчины. Один пожилой и лысый, другой средних лет и с каштановой стрижкой.

За 4 года нашей реабилитации сын ушел далеко, но нейротипичные дети за это время ушагали еще дальше.

Сейчас сын начал понимать, что отличается от других детей. Раньше он не имел особых конфликтов в садике и с удовольствием туда ходил. Я очень этому очень удивлялась. Теперь он хочет:

  • сменить имя;
  • поменять садик и уйти в коррекционный, где сейчас находится его друг;
  • утверждает, что ему исполнится не 6 лет, а 5, т.к. ему нравиться быть маленьким и не отвечать за свои поступки.

Это отражается на его "литературных" вкусах. Я тут смогла втиснуть в память сына некоторые детские книжки, хотя художественная литература нам не близка. Больше всего нравятся книги про здания, науку и технику, но неожиданно также - "Золотой ключик" и конечно же истории Свена Нурквиста. Книжки читать ему крайне тяжело: постоянно перебивает, подсказывает слова, задает вопросы (одни и те же по многу раз).

Одна из них "Петсон грустит" прям любимая. Это история о том, как веселый и бойкий котик Финдус тащит старика Петсона на рыбалку, а тот сердится и кричит на котенка.

Это модель взаимоотношений сына с людьми.

Ребенок полон желания играть и беситься, а родители и общество настоятельно просить оставить их в покое. Ребенок постоянно спрашивает, плохой ли Финдус/Буратино, я говорю, что хорошие, просто маленькие и любят баловаться. Заказала ему в магазине "Незнайку", по-моему, это его тема.

Что плохо: умение распознавать эмоции и справляться ними, примерно на уровне примерно 3-х лет. Нет чувства вины и стыда, либо не понимает, когда их испытывает. Восприятие очень примитивное: плохой-хороший. Доминирующие сейчас чувства - обида и зависть. Его эмоциональный интеллект изначально вовсе не был плохим для аутизма, но как то совсем не подрос за пару лет.

Еще стали очень частыми истерики, причем никакого практического смысла в них нет, скорее заявка на ОКР (обссесивно-компульсионное расстройство): хочу идти по правой дороге, а не по левой, хочу на 48-й, а не на 4 автобус, хочу утро, не хочу вечер, хочу мороженное, но только в парке и только голубое. Даже если я уступаю все равно ревет. Это меня очень сильно измочаливает. Каждый день много энергии уходит у меня просто на то, чтобы не надавать сыну по заднице, а впрочем, кричу,-ору, наказываю.

В общем думаю, что нам сейчас нужен психолог, а приоритет занятий это не чтение, и не математика, а укрепление позитивной самооценки, развитие эмоционального интеллекта и самоконтроля. Поэтому в конце лета начну искать ребенку психолога.

Сейчас все в отпусках - не достучишься, да и денег на психолога нет. На мне висит налоговый долг на 40 тысяч.