Это будет статья на тему того, как не выгорать на работе и не скакать с одной работы на другую. Для меня осознание факта, изложенного в ней, заняло достаточно долгое время, но мне помогло с работой.
Проблема выгорания
Для меня выгорание наступает тогда, когда любые мысли о работе вызывают раздражение. Когда уже глаза не горят, а каждый рабочий день отправляется в мусорку никчемных, неинтересных, потерянных дней. Когда настоящая жизнь (которую хочется жить) начинается вечером в пятницу и заканчивается утром в понедельник.
Еще когда жена спрашивает тебя, как работа, а ты начинаешь орать, описывая очередную глупость, которая там произошла.
Рано или поздно такой момент случается на любой работе. И да, я не верю в истории про идеальных людей, для которых работа - это сплошная радость и удовольствие.
Что нас зажигает?
Но ведь что-то нас всех зажигает?
Смотря на некоторые вакансии мы разве что не облизываемся.
"Вот это компания! Вот тут-то я точно буду рад работать! Какие шикарные условия! Лишь бы заметили отклик и ответили!" - проносятся мысли в голове, когда их видишь.
У всех разный склад характера, но чаще всего, когда я меняю работу - испытываю настоящий энтузиазм.
Придя на новое место, с жадностью начинаешь впитывать все нюансы бизнес-процессов, знания, знакомишься с новыми людьми, налаживаешь контакты.
Все это интересно и здорово. Ты рьяно выполняешь служебные обязанности, чтобы себя зарекомендовать. Берешься за работу с радостью, делаешь ее на совесть.
Зажигаешь в общем.
В этот период все тупости в компании воспринимаются как что-то из разряда "у них тут так заведено, надо привыкнуть".
Ровное пламя
Потом в какой-то момент ты осознаешь, что стал опытным работником.
Ты можешь ответить на большинство вопросов, с которыми к тебе обращаются, помогаешь новичкам, делаешь свою работу без лишних вопросов. Помогаешь с подбором новых сотрудников.
Есть удовлетворение от выполнения обязанностей. Приятно выполнять работу, зная как ее выполнять.
В этот период думаешь о карьере, что помимо обычных обязанностей можно что-то еще взять на себя и получить за это дополнительные бонусы (или даже без бонусов предлагаешь какие-то инициативы, новые идеи). Предлагаешь взять эти обязанности.
Но также и начинаешь подмечать какие-то косячки в бизнес-процессах, несуразные моменты, странные распоряжения сверху.
Но все еще не обращаешь на это большого внимания. Пока это не задевает.
Поджог и возгорание
Итак, ты проявляешь инициативу, предлагаешь нововведения, готов задержаться на работе.
Зачем тебе это все?
Да потому что хочется сделать удобнее, проще, улучшить продукт, оптимизировать процессы, рутинные вещи автоматизировать.
Ты все это делаешь, потому что горишь работой, ты хочешь, чтобы компания развивалась, её продукт - был лучше, клиенты - довольны.
Все это делаешь, потому что лоялен к компании.
Ты не чувствуешь себя винтиком, ты хочешь принести как можно больше пользы как профессионал, который нанят делать определенный пласт работы.
И работа - это часть жизни, а в жизни хочется реализоваться.
Но в какой-то момент начинаешь видеть, что на твои инициативы все болт клали. А исправлять всякие глупости в бизнес-процессах никто и не думает. Или, как вариант, начинаешь видеть, что от тебя, как от сотрудника требуется не так много - работать по той схеме, что есть и сидеть на попе ровно.
Как я это понял
В качестве иллюстрации приведу пример из своей работы, причем на хорошем месте работы, если оглянуться и сравнить со всеми остальными местами. Мне там нравилось и уходить до какого-то момента я не собирался, то есть цель была - проработать там как можно дольше. В тот момент мы как раз взяли ипотеку и купили квартиру (тут я писал про наш опыт покупки, переезда и впечатления от нее), я хотел уже закрепиться на одном месте.
Я предлагал своему руководителю делать какие-то вещи, которые выходили за круг моих обязанностей, например, создал руководство по настройке системы для пользователей, за неимением нормального. К слову сказать, руководитель была адекватная и нормально относилась к этим инициативам, поощряла.
Но в какой-то момент я понял - лояльность сотрудника и его желание улучшать не гарантируют ему ответную лояльность компании.
В тот момент я работал аккаунт-менеджером рекламных агентств и совмещал это с их техподдержкой.
У нас был полный офис специалистов, которые отвечали на звонки. Каждый сидел в наушниках. При поступлении звонка от клиента надо было максимально быстро ответить и помочь ему.
Продукт, который мы поддерживали и продавали был достаточно хорошим (это было первое место, где мне не приходилось краснеть за то, что продает компания).
И тут случилась проблема:
Что-то произошло с настройками системы звонков: громкость входящего звонка от клиента вдруг стала максимальной. Изменения в настройках не помогали - мы ставили громкость ниже, но она не менялась.
Так как на нас были одеты наушники и звонок одновременно приходил всем, он оглушал каждого. От такой громкости начали вполне ощутимо болеть уши.
Мы начали убавлять общую громкость системы, но это привело к тому, что саму речь клиента было не слышно. Мы стали каждый раз после разговора убавлять громкость, а во время разговора - прибавлять.
Кто-то просто снимал наушники, при поступлении звонка сначала отвечал, а потом одевал наушники. И так при каждом звонке - снял-одел, снял-одел. Звонки были круглые сутки.
Я несколько раз обращался к руководству, чтобы при обновлении системы это исправили. Тыркать наушники и громкость туда-сюда весь день бесило, а без этого от звонка болели уши.
И знаете, что произошло при первом обновлении системы с момента появления проблемы?
Они добавили звук входа клиента в личный кабинет!
Звук, орущий на той же максимальной громкости. Теперь оглушало не только нас, но и клиента. Некоторые ойкали в трубку от неожиданности, ведь раньше вход в систему был бесшумным, а теперь громко проигрывалась музыка. Многие клиенты были недовольны и спрашивали, зачем это сделано.
Сделано было для узнаваемости бренда, но зачем так громко и навязчиво - неизвестно.
Я спросил на встрече с руководителями, где они просили задавать вопросы, почему они предпочли сделать эту штуку, вместо того, чтобы наконец отрегулировать громкость звонка и перестать портить сотрудникам слух.
Мне было сказано, что им лучше видно, что надо, а что - нет. И если я считаю что кто-то плохо работает - могу забирать вещи и уходить из компании.
Громкость отрегулировали спустя несколько месяцев и несколько обновлений системы. На тот момент мы уже все научились с этим жить и поначалу не заметили вообще, что нам вернули контроль над громкостью звука звонка, так и снимали-одевали гарнитуру. Человек ко всему привыкает.
Так я понял, что когда я делаю что-то дополнительное для компании - это для них норм, ведь это приносит деньги, но это не значит, что они пойдут мне навстречу даже в какой-то мелочи.
То есть моя лояльное отношение к компании не гарантирует лояльность компании ко мне.
Позже произошло еще несколько случаев, в одном из них учредительница компании начала общаться с сотрудниками как со скотами с ровного места, а в другом руководитель отдела решил, что может не отпускать сотрудников на удаленку по случаю COVID, хотя директор и учредитель компании разрешил это делать во всеуслышание. Так как мне было не все равно, что происходит в компании, я конечно же залез в эти конфликты и получил свою дозу негатива в подтверждение мысли выше.
Случаи эти не уникальны для какой-то конкретной компании, в других компаниях это проявлялось по-другому, например, руководители присваивали себе мои идеи, когда я предлагал что-то новое. При этом не упоминали перед своим руководством, что это придумал их сотрудник, получали за это премии.
Но чаще всего я сталкивался именно с тем, что чрезмерная лояльность сотрудника к компании, инициатива и вовлеченность особо не окупаются.
Моя тактика. Как не скакать с работы на работу и не выгорать
Существуют такие ситуации, когда не надо быть идеалистом.
Не существует чего-то абсолютно верного и абсолютно ошибочного. Не существует идеальных компаний.
Есть бочки меда с ложками дёгтя и бочки дёгтя с ложками меда, но нет бочек с одним медом или одним дёгтем.
В этой статье я писал о том, как увольнялись из компании люди, которые были как я несколькими годами ранее. Они были лояльны к компании и ревностно относились к правильному выполнению своих обязанностей.
Но вовлеченность, инициатива и лояльность - это палка о двух концах.
Как в детстве - если ломается твоя любимая игрушка - это очень расстраивает, а когда ломается игрушка, на которую наплевать - это не расстраивает.
С работой также: если компания портится - надо себе напоминать, что это не ваша компания, это чужая игрушка.
Капитан сошел с ума и решил пустить корабль ко дну, думая что его модернизирует? Это его дело, он - капитан. Да и у вас на корабле не демократия.
Вы можете обратить на это внимание. Но упираться и спорить "вы делаете не так, а надо вот так" ни к чему. В большинстве случаев вам укажут на дверь, когда будете припираться и высказывать непопулярное мнение слишком эмоционально.
Если вы слишком лояльны - вам будет больно и обидно, если в ответ не будут также лояльны к вам.
Если вы считаете, что компания отчасти ваша, переживаете за продукт компании, как за свой - вы воспринимаете как оскорбление, когда что-то идет не так. Раздражение копится и вы увольняетесь (ну или становитесь токсичным и продолжаете работать, саботировать отношения с клиентами и нести этот яд негатива в свою семью). Потом устраиваетесь в другую компанию и рано или поздно наступаете на те же грабли.
В том случае, когда вас слишком задевает тупость, трусость и неспособность коллег высказать то, что вертится у всех в голове и на языке - просто отпустите ситуацию. Не вы за рулем. Вам больше всех оно надо? Зачем?
Лично для меня проще просто работать, без фанатизма, но добросовестно. Есть проблемы в работе? Я о них говорю честно, предлагаю, как исправить, но без эмоций.
Проблемы не решаются? Пытаюсь понять, могу ли я жить с ними на этой работе. Нет - увольняюсь, да - работаю дальше и не обращаю внимания.
Есть идеи? Выскажу, если спросят.
Хотят расширить круг моих обязанностей? Напоминаю, что с новыми обязанностями должны приходить и дополнительные деньги.
Работаю ровно столько, сколько положено, свой участок работы стараюсь выполнять ответственно и по совести, пусть даже через пару дней окажется, что всё переиначили и моя работа идет в корзину по милости какой-то глупой перестановки в бизнес процессах.
Это значительно экономит нервные клетки. В момент, когда увольнялись сотрудники на моей текущей работе - я не вовлекался в конфликт, просто работал дальше, хотя и понимал их возмущение и действия руководства.
Самое смешное, что это подход сотрудника, на которого можно положиться, а это благоприятно для карьеры.
Смутьян, которого что-то не устроило, в любой момент может выставить своего руководителя дураком, подставить его своими эмоциональными выпадами и неудобными вопросами, свалить неожиданно из компании, оставив разгребать неоконченную работу другим.
А какому руководителю такой человек будет удобен?
А как быть с выгоранием
Вы вдумайтесь в термин "эмоциональное выгорание". Эмоциональное.
Не надо много эмоций - тогда и выгорать не будешь.
Выгорают от чего? От нагрузки, негативных эмоций, переработок.
Теряют интерес к работе когда? Когда видят, что их вклад не ценится, что продукт, за который переживают, становится хуже.
Эмоционально уязвлены когда? Когда они с инициативой, а ее - в мусорку.
Если ты изначально соблюдаешь баланс и не вовлекаешься через чур - ты легче воспринимаешь всё, о чем написано выше жирным абзацем выше.
Деньги платят? Ты свою работу делаешь нормально? Можешь лучше, но не дают? Ну либо уходи, либо забей и не лезь на рожон.
Лично для меня такой прагматичный подход уже дал плоды.
Если за год раньше я мог сменить 2-3 работы (были конечно исключения, где я работал по два года), то теперь я спокойно работаю и не думаю уходить.
Быстрее компания исчезнет, чем я побегу в другое место из-за того, что огорчаюсь за продукт, как за свой, и компанию, как за свою.
--------------
На этом у меня все.
Я просто делюсь своим опытом. У вас может быть другое мнение и другой характер. Все сделанные выводы лично мне - помогли, вам - могут не помочь.
Но если помогут - я буду рад.
Всем хорошего настроения и гармонии в жизни.
Подписывайтесь и ставьте лайкосы, чтобы я и дальше писал статьи.
#выгорание #работа #карьера #душевное равновесие