Мы были немало удивлены: у них отбирают их фермы. Поэтому всегда благополучные фермеры-африканеры, потомки европейцев, живущие в ЮАР более 200 лет, вдруг решили сменить свою родину. Два года назад первые из них приехали в Россию и в Прибайкалье на разведку, в поисках нового места жительства для своих семей.
Африка далека от нас во всех смыслах. Поэтому мало кто следит за происходящим на Черном континенте. Но об этом рассказали приехавшие в Сибирь буры – так называют белых фермеров-африканеров.
Буры – потомки голландцев, немцев и французов, переселявшихся из Европы на юг Африканского континента в XVII-XIX веках. Столетиями колонисты возделывали там земли, используя труд чернокожих рабов, создавали свои республики, воевали с британцами за независимость.
Непростая история взаимных притеснений
История сложилась так, что в первой половине XX века все бывшие колонии объединились в Южно-Африканский Союз. Официально рабства уже не существовало, и военные конфликты перешли в политическую плоскость. Но в 1948 году на выборах в стране победила Национальная партия, которая объявила политику апартеида, то есть максимального разделения белого и черного населения страны.
В частности, коренным африканцам – народностям банту – предписывалось проживать в специальных резервациях. Выезжать из резервации и появляться в крупных городах можно было лишь по спецразрешению. Далее список атрибутов людей «второго сорта» можно не продолжать…
Апартеид был упразднен
к началу 1990-х годов. И как только перестали действовать его расистские законы, маховик апартеида начал раскручиваться в обратную сторону. Новыми властями были приняты, пока еще мягкие, законы о перераспределении земли – о добровольной продаже белыми фермерами земли, «украденной» когда-то у местных.
Начался новый виток националистических настроений, причем, вооруженный и с обеих сторон. На фоне падения экономики, обнищания масс резко выросло число криминальных банд, боевых отрядов. Густонаселенный Йоханнесбург был признан одним из опасных городов мира. А после серии вооруженных провокаций началось физическое истребление граждан европейского происхождения.
К 1997 году все политические, военные, в том числе и националистические, организации белых африканцев были ликвидированы. А коренных африканцев – остались.
У них отбирают фермы
Ситуация взорвалась весной 2018 года, когда парламент ЮАР принял поправки к конституции, предусматривающие конфискацию сельскохозяйственных земель у белых фермеров без какой-либо компенсации. А ведь 70% сельскохозяйственных угодий принадлежит (теперь - принадлежало?) бурам. И практически вся плодородная земля в стране — рукотворная.
По словам представителей народа буров, "они обладают законными правами на свою землю, которую возделывают уже сотни лет, но в последнее время подвергаются гонениям… Нынешнее государство ЮАР очень враждебно настроено к нашему народу.
Готовится безвозмездное изъятие земли у нас. На нас устраивают нападения банды,
убивающие и подвергающие свои жертвы мучительным истязаниям. Над нашим народом нависла угроза физического истребления».
Буры, которых националистические банды чернокожих силой и оружием выгоняют с их родовых ферм, не тешат себя иллюзиями: нестабильность в Африке будет только возрастать. Растут число нищих, преступность, бандитские и террористические организации разного толка, в том числе и исламистские.
Надо отметить, что в стране с 55-миллионным населением около 10% людей европейского происхождения. Но белое население ЮАР
это не только фермеры.
В ЮАР развиты горнодобывающая промышленность, черная металлургия.
Из других отраслей экономики – производство стройматериалов, сборка автомобилей, химическая, легкая, пищевая промышленности, цветная металлургия, деревообработка. Развиваются солнечная и ветроэнергетика. Двести городов, пять из которых с населением под два миллиона со всеми присущими городам профессиями. Действует развитая туристическая индустрия.
Фермеров меньшинство, порядка 15 тысяч семей, и у них отбирают землю. Уже более миллиона человек эмигрировало на разные континенты – в Америку, Европу, Австралию.
Почему Россия?
Фермеры-буры обратили взор на Россию, которая в их представлении православная страна, не расположенная к либеральным ценностям, таким как ЛГБТ-свободы, ювенальная юстиция и прочим достижениям, которые противоречат и их мировоззрению.
В прошлом году перед приездом в южные регионы России, они в письме с просьбой о встрече с властями регионов так объясняли свой интерес: «Нас воодушевляет начавшееся в России возрождение любви к Отечеству, христианству и верности вековым ценностям. Поэтому мы хотим изучить условия жизни в России, особенно в Ставропольском крае – он похож по условиям на нашу страну, и узнать, можно ли здесь заниматься сельским хозяйством».
Кроме Ставрополья, делегации буров принимали на Северном Кавказе, в Крыму, Подмосковье, Ростовской области. Везде главы регионов проявили заинтересованность. Ведь известно, что южноафриканские фермеры
считаются одними из лучших фермеров в мире.
Их участие в сельском хозяйстве регионов – настоящие инвестиции в обработку земли, животноводство, перерабатывающую промышленность. Кроме того, это также наработанные торговые связи по экспорту продукции.
Но на юге России свободной земли мало, а то, что продается и сдается в аренду, дорого. Несмотря на то, что фермеры люди не бедные, помимо покупки земли им нужно поставить дом, хозяйство, закупить технику и платить за образование детей.
Сибирская зима лучше лета в пустыне
Представитель самой крупной и старейшей ассоциации южноафриканских фермеров "Трансвааль" Иоханн Дю Туа побывал с ознакомительным визитом в Бурятии. Суровый климат фермеров-африканеров не пугает, говорит Иоханн. Он уже перезимовал одну зиму в Красноярском крае и говорит, что сибирская зима лучше лета в пустыне Калахари.
Основной ориентир для фермера-переселенца это прежде всего его востребованность в конкретном регионе. Сам Иоханн повторяет, что не хочет платить за ошибки дедов и прадедов жизнями своих детей. То, что сегодня происходит в ЮАР, это пострашнее войны с Британией, эта война не для фермеров.
В Бурятии фермеров-африканеров первоначально интересовал "дальневосточный гектар". Однако выяснилось, что первый год на бесплатный участок имеют право только жители республики, а процесс получения российского гражданства небыстрый. К тому же земли, пригодной для сельского хозяйства, в республике не так уж много.
Во время визита в Бурятию Иоханн узнал, что в соседней Иркутской области самый низкий тариф на электроэнергию в России, климат менее засушлив, и тоже есть Байкал. А Байкал заинтересовал гостя как туристический объект, ведь на его родине туристическая индустрия весьма развита.
В общем, Иоханн начал планировать следующий приезд через месяц – многочисленной делегацией с главами фермерских общин ЮАР.
Неожиданное продолжение: они не приехали
Но а далее случилось непредвиденное. Через месяц мы созвонились с Иоханном, чтобы узнать о планируемом им новом визите в Сибирь. Но как оказалось, визит переносится на неопределенное время. Причина переноса приезда делегации – в сложной ситуации, в которой оказалась его семья на родине.
То, чего опасались фермер и его семья, пришлось испытать на себе. В один из августовских дней на его отца Леона дю Туа
было совершено нападение.
Когда он ехал на машине, неизвестные забросали ее камнями, пытаясь побить стекла. Леон дю Туа находился за рулем автомобиля, но к счастью не пострадал.
Иоханн сообщил, что не может оставить отца, когда вокруг творится такое. Именно сейчас обстановка требует его нахождения в ЮАР.
Остальные члены делегации решили не ехать без Иоханна и перенести поездку. Точной даты визита пока нет...
Друзья, если вы дочитали и вам понравилось, - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ. Этим вы поддержите наш канал и не пропустите следующие публикации
А еще вас могут заинтересовать эти статьи нашего канала:
- Cемья пенсионеров уехала из большого города в лесной домик. Живут без света, разводят живность. Жизнь в медвежьем углу