Любой вменяемый человек, если попросить его нарисовать самолет, нарисует вам всем известную картинку: вытянутый фюзеляж, примерно по центру крыло, сзади крыло поменьше, ну и двигатели куда-то пихнет. К сожалению, французы к вменяемым не относятся
На самом деле, тут дело не во французах, а... в Холодной Войне. На дворе мои любимые 50-е годы прошлого столетия и того, что Холодная Война окажется горячей штучкой, боялись почти все. Проблема была в том, что к этому моменту все уже знали, насколько важна авиация во время боевых действий. Также, все знали и очень простой способ избавиться от авиации противника - не дать ей взлететь, то есть разбомбить к чертям вражеские аэродромы. Что советские, что НАТОвские бомбардировщики имели и дальность, и бомбовую нагрузку, необходимую для уничтожения инфраструктуры в любом месте любой страны мира. Но тогда возникает вопрос - а как сделать такой ход конем, чтобы разбомбленный аэродром не был проблемой? Правильно, сделать самолет, которому он и не нужен!
К этому заключению французы пришли далеко не первыми - к примеру, те же американцы провели немалое количество исследований в этой теме (все самолеты программ XFY-1, XFV-1 и X-13 взлетели за два года до французского), и на тот момент концепция была следующая: самолет проще всего просто поставить носом не вперед, а вверх, и заставить его взлетать вверх относительно земли, но вперед относительно самого корпуса. Другие идеи, которые нам известны сейчас (такие, как все серийные самолеты вертикального взлета-посадки и не только), на тот момент казались либо слишком сложными в реализации, либо уже были испытаны/испытывались (к примеру XF-85).
Но возникает вопрос - если американцы за два года до французов уже все испытали, и, как можно догадаться, не были удовлетворены результатами, то почему за это дело взялись французы? А тут все просто - французы как всегда сделали кувырок сознанием и подумали что могут обыграть логику. Сейчас сами увидите.
Все самолеты компоновочной схемы tailsitter (то есть самолет, который взлетает уже в вертикальном положении) выглядели... хотя бы отчасти привычно - все то же одно крыло, просто в непривычных пропорциях, привычно расположенный двигатель. Но все эти самолеты показали себя крайне нестабильными и ненадежными в полете. И тогда французы подумали: а какое крыло мы можем взять, чтобы оно было стабильным, малым по размерам, и желательно еще что-то в себе могло нести? Ответом оказалось кольцевое крыло, схема хоть и крайне новая, неизученная, но в теории имеющая большой потенциал. НО! французы решили что просто поставить неизученное крыло на самолет недостаточно, нужно еще как-то показать миру, что ты француз - и они в это крыло интегрировали двигатель. Работало это так: во время полета, воздух попадал в промежуток между фюзеляжем и крылом; в крыле были форсунки, которые выпрыскивали топливную смесь в атмосферу, а потом эта смесь поджигалась. Таким образом, у нас создавалась дополнительная тяга, причем не в двигателе, а в крыле. К счастью, эта система не являлась единственным источником тяги на самолете, ибо хотя бы взлетать как-то надо было. Для этого в фюзеляже был один движок, который это и делал. Кстати, этот же движок и обеспечивал самолету управление в вертикальном режиме путем отклоняющихся лопаток в его выхлопе.
Помимо изворотов с крылом и силовой установкой, французы решили еще и летчика помучить. Точнее как, на самом деле это была крайне большая помощь летчику, однако обо всем по порядку. Как вы можете догадаться, чтобы самолету схемы tailsitter перейти из вертикального полета в горизонтальный, ему нужно повернуться на 90 градусов. А что делать пилоту? Вертеться на 90 градусов, то есть лететь лицом вниз? Ну... почти: на американских прототипах во время взлета самолета пилот находился в положении, где его туловище было параллельно земле, и лишь когда он выходил в горизонтальный полет, он выпрямлялся в нормальное положение. Нетрудно догадаться, что и так непростое занятие в виде взлета и посадки такого самолета усложняется в разы при таком расположении летчика. Так вот, к нашим французам - они эту проблему, считай, решили. Они установили в кабине пилота вращающееся кресло. То есть кресло пилота на взлете было повернуто внутри кабины так, чтобы пилот был в привычном человеку сидячем положении и мог хотя бы вниз посмотреть (для этого специально снизу фюзеляжа оборудовали иллюминатор). Когда же ему нужно было переходить в горизонтальный полет, кресло поворачивалось, и пилот оказывался в лежачем положении; однако так же поворачивался и сам самолет, и таким образом пилот все еще оставался в нормальном, сидячем положении. Соответственно для посадки все это происходит в обратном порядке. Система, на самом деле, довольно простая, если не думать, как подводить к этому поворачиваемому креслу тяги управления... Но, в любом случае, французы таки смогли эту задумку реализовать, и та вроде даже не ломалась. Успех!
Итак, у нас готов самолет, внешний вид которого вызвал бы припадок даже у Жюля Верна, однако он есть. А значит нужно испытывать его на практике. В декабре 1958 года Snecma C-450 впервые отрывается от земли и... не падает! Да, он, конечно, имел вспомогательные опоры на случай, если бы упал, однако он не упал, и эти опоры не понадобились. Воистину успех! Сказал бы я, будь все так гладко...
Сразу же в этом полете возникли довольно большие проблемы. Одна из главных - это то, что самолет, будучи в вертикальном положении, начинал медленно вращаться, и не было возможности это вращение остановить. Происходило это от того, что турбина и компрессор в двигателе самолета создавали крутящий момент, и не было никаких средств, которые могли бы этот момент погасить, откуда и вращение. Помимо этой проблемы, управление самолетом оказалось практически бездейственным при посадке на землю. Это в свою очередь обусловлено тем, что струя раскаленного воздуха при приближении самолета к земле начинает влиять на управляющие поверхности, а также снижает эффективность лопаток у двигателя. Добавьте к этому некоторые проблемы с авионикой, по типу неисправно работающего вариометра, и работ по исправлению - выше крыши.
Однако все же проблемы со временем исправили, и самолет взлетал снова и снова... Один раз он даже смог достичь высоты около 800м не переходя в горизонтальный полет. В другой раз такой полет самолет совершил перед публикой, произведя настоящий фурор. Однако, он все это время летал только в вертикальном состоянии. Не то, чтобы это было как-либо плохо, но... в таком виде он бы свою родину точно не защитил от горячей версии Холодной Войны. И вот, 25 июля 1959 года, во время своего девятого испытательного полета , были предприняты попытки ограниченных движений не в вертикальном направлении, но в горизонтальном. И, к сожалению, что-то пошло не так, самолет начал слишком сильно крениться, и как бы пилот не старался его спасти, спустя несколько колебаний в воздухе он был вынужден катапультироваться с высоты 150м, а сам самолет полностью разрушился из-за удара об землю. Пилот получил серьезные травмы, но все же выжил, что уже плюс. К сожалению, самолет не мог похвастаться схожей участью, и ремонту не подлежал ни в коем виде. Были конечно после этого планы построить второй прототип, выше, быстрее, сильнее, однако финансирование проекта закончилось, и работы были свернуты... Так и закончилась история этого странного, по-своему привлекательного самолета.
Пожалуй, стоит указать, почему такая концепция самолета в принципе вряд ли имеет право на существование, и почему нет смысла ее как-либо развивать. Здесь все довольно просто - обычный самолет имеет возможность как-либо планировать, может быть даже маневрировать чисто за счет своих аэродинамических качеств в случае отказа двигателя. Благодаря этому, он сможет совершить аварийную посадку, причем зачастую для этого не нужна будет какая-либо специальная полоса - случаев посадки самолета на поле бесконечно много. Однако самолеты, построенные по схеме tailsitter не могут совершить этого, ни при каких
условиях. Чтобы такой самолет смог сесть, ему нужно перейти из горизонтального положения в вертикальное, после чего очень медленно опускаться на землю. И если двигатель хотя бы частично будет поврежден (а я напомню, самолет у нас военный, для войны все-таки), то эти маневры становятся просто-напросто невозможными, и самолет обречен на крушение. Даже если тяга двигателя упадет хоть немного ниже значений, нужных для поддержания самолета в вертикальном положении, то самолет уже не сможет сесть как-либо мягко и спокойно. И это еще не говоря о том, что такой самолет сможет спокойно сесть лишь на идеально ровную вычищенную бетонную площадку - любая посадка на землю/поле/траву будет для него скорее всего смертельна. Также, не стоит забывать и тот фактор, что этот самолет требует от летчика огромного умения в пилотировании самолета, и даже если ваш курсант пройдет все курсы на отлично с плюсом, все равно - нет никакой возможности его подготовить к такому опыту (конечно, в наше время эта проблема решается путем симуляторов, однако напомню, на дворе 50-е). Так что, увы, как бы, может быть, не хотелось нам видеть в небе самолеты в виде летающей бочки, скорее всего мы никогда этого не сможет сделать... И слава Богу!
Автор - Аким Облапенко