Найти тему
Marga: просто история

5 образов красавицы Мерседес, любимой женщины Эдмона Дантеса

Не так давно мы с вами сравнивали образы Эдмона Дантеса в экранизациях романа Александра Дюма "Граф Монте-Кристо". Конечно, и красавицу Мерседес Эррера я без внимания оставить не могла.

Уже не раз мы с вами покупались на эту удочку: казалось бы, что может быть проще воплотить образ роскошной женщины на экране? Опытным путем (например, вспоминая образы Элен Курагиной) мы с вами уже выяснили, что для такой роли не достаточно лишь внешней привлекательности и непоколебимой уверенности в себе.

В тексте романа при первом же упоминании о Мерседес нам сообщается, что она отличалась не только непревзойденной красотой, но и немалым количеством потенциальных женихов, хоть и была бедной сиротой, зарабатывающей на жизнь простым трудом.

"Мерседес — красавица, а у красавиц нет недостатка в поклонниках; у этой — особенно: они дюжинами ходят за ней."*

Чуть позже мы получаем и полное описание внешности 17-летней возлюбленной Эдмона:

"Красивая молодая девушка, с черными, как смоль, волосами, с бархатными, как у газели, глазами, стояла, прислонившись к перегородке, и в тонких, словно выточенных античным ваятелем пальцах мяла ни в чем не повинную ветку вереска; оборванные цветы и листья уже усеяли пол; руки ее, обнаженные до локтя, покрытые загаром, но словно скопированные с рук Венеры Арльской, дрожали от волнения, а легкой ножкой с высоким подъемом она нетерпеливо постукивала по полу, так что можно было видеть ее стройные, изящные икры, обтянутые красным чулком с серыми и синими стрелками."*

Уже с первых строчек знакомства с Мерседес мы узнаем ее как гордую и знающую себе цену юную женщину, которая имеет на мужчин определенное влияние и умеет этим пользоваться.

"И девушка устремила повелительный взгляд на каталанца. <...> Ненависть его, подобно волне, бешеной, но бессильной, разбилась о неодолимую власть, которую эта девушка имела над ним." (Фернан и Мерседес)
*******
"Его поразили красота и благородная осанка девушки, и когда она спросила его о своем женихе, то ему показалось, что обвиняемый — это он, а она — судья." (Вильфор и Мерседес)*

Мерседес искренне и страстно любит Эдмона и после его несправедливого ареста прямо во время их свадьбы чуть не сходит с ума от горя. Не видя другого пути, она выходит замуж за своего кузена Фернана, которого считает другом, как она сама признается Эдмону, "не в силах перенести ваше отсутствие и свое одиночество".

Двадцать лет спустя будучи уже графиней де Морсер, Мерседес единственная сразу же узнает в графе Монте-Кристо своего бывшего жениха.

"Мерседес жива, и Мерседес все помнит, она единственная узнала вас, чуть только увидела, и даже еще не видев, по одному вашему голосу." (Мерседес и Эдмон)*

Когда Мерседес приходит уговаривать графа Монте-Кристо пощадить ее сына, она говорит ему, что всю жизнь любила его .

"Таким ты всегда грезился мне, таким я всегда любила тебя."*

В конце романа Мерседес горько оплакивает свою судьбу, виня только себя во всех своих страданиях.

"Вы меня пощадили, а между тем из всех, кого вы покарали, я одна не заслуживала пощады. Все остальные действовали из ненависти, алчности, себялюбия; я же — из малодушия."*

В ней уже почти ничего не осталось от той прелестной и гордой каталанки, которую когда-то любил Эдмон Дантес.

"Красота моя померкла, и в моих глазах уже нет блеска <...> мои волосы поседели от горя; мои глаза пролили столько слез, что они окружены лиловыми тенями; лоб мой избороздили морщины.<...> В тридцать девять лет я стала старухой — и только. "*

В своем отчаянии Мерседес принимает решение посвятить свою жизнь молитве и отдает себя на волю Бога. Она прощается с Эдмоном, говоря ему, что ничего в жизни больше не будет решать.

"Господь наслал на меня бури, которые сломили мою волю. Я бессильна в его руках, как воробей в когтях орла. Раз я еще живу — значит, такова его воля."*

Можно сказать, что роль Мерседес в романе, хоть и значимая, но достаточно статическая. Важен лишь образ прекрасной красавицы, которая поддавшись страху, предала своего любимого и теперь обречена до конца жизни лишь на одно лишь страдание. И снова мне кажется, что сыграть это не должно быть сложно, но я весьма далека от актерского мастерства, так что предлагаю посмотреть на профессионалов.

В первой экранизации в этом списке, вышедшей в 1954 году, роль обворожительной Мерседес сыграла Лиа Аманда.

Лиа Аманда в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1954 год, кадр из фильма
Лиа Аманда в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1954 год, кадр из фильма

Волосы актрисы, определено, не "черные, как смоль", но в остальном же, с книжным образом Мерседес она весьма совпадает. Насколько она прекрасна в своей чистой любви к Эдмону в начале фильма, настолько же она прекрасна в своем чистом страдании в конце. Да, она все ещё любит Дантеса, но не может, как и героиня книги, представить себе, что она могла бы остаться с ним: настолько велика ее боль и чувство вины. Это исполнение при всей его простоте кажется мне одним из самых удачных.

В странненьком фильме 1975 года и Мерседес тоже весьма странненькая. Играет ее актриса Кейт Неллиган.

Кейт Неллиган в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1975 год, Источник: Яндекс картинки
Кейт Неллиган в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1975 год, Источник: Яндекс картинки

Зачем, спрашивается, Дюма так подробно расписывал внешность нашей красавицы, если актрисы даже не пытаются к этому описанию прислушиваться? И ладно, если бы это была единственная придирка к этому образу Мерседес... Если в предыдущей экранизации актриса обладала яркой внешностью и харизмой, то в этом фильме просто не понятно, что именно так зацепило несчастного Дантеса, раз в конце романа он даже не остался с Гайде, а хотел вернуться именно к Мерседес. Правда что, у него ничего не получилось: возлюбленная заявила, что для нее Эдмон Дантес умер, а граф Монте-Кристо ее слишком пугает ещё бы, с таким париком, потому что принес со своим появлением лишь одну боль. К сожалению, и мне эта экранизация принесла лишь боль...

Следующая постановка романа - советский фильм "Узник замка Иф" 1988 года выпуска. Образ знойной Мерседес здесь исполнила Анна Самохина.

Анна Самохина в роли Мерседес, "Узник замка Иф", 1988 год, Источник: Яндекс картинки.
Анна Самохина в роли Мерседес, "Узник замка Иф", 1988 год, Источник: Яндекс картинки.

Да, книжному образу эта Мерседес соответствует прекрасно, но вот на экране, особенно, вместе с графом Монте-Кристо, она смотрится как будто бы потерянной и излишне эмоциональной. Впрочем, как говорится, на вкус и цвет...

А вот в фильме 1988 года пару Жерару Депардье составила Орнелла Мутти.

Жерар Депардье и Орнелла Мутти,  "Граф Монте-Кристо", 1988 год, Источник: Яндекс картинки
Жерар Депардье и Орнелла Мутти, "Граф Монте-Кристо", 1988 год, Источник: Яндекс картинки

По сюжету фильма граф Монте-Кристо остаётся не с Гайде, а с Мерседес, так как несмотря на годы, они все ещё любят друг друга, а раз уж графиня де Морсер так удачно стала вдовой, им ничто не мешает вновь соединиться и радостно пробежаться по морскому берегу, держась за руки. Но несмотря на такую, полностью перечеркивающую смысл книги концовку, мне исполнение Орнеллы Мутти очень даже понравилось. Она вообще замечательно играет красивых женщин: не важно, несчастных или счастливых.

И последняя экранизация в нашем списке - американско-французский фильм 2002 года, в котором возлюбенную главного героя сыграла Дагмара Доминчук.

Дагмара Доминчик в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1975 год, Источник: Яндекс картинки
Дагмара Доминчик в роли Мерседес, "Граф Монте-Кристо", 1975 год, Источник: Яндекс картинки

Как и актер на роль самого Эдмона Дантеса, эта актриса визуально очень даже вписывается в образ Мерседес, но фильм так отличается от романа, что оценивать ее игру кажется занятием бесперспективным.

Итак, могу сказать, что с Мерседес ситуация обстоит лучше, чем с самим графом Монте-Кристо. Мне понравились и Орнелла Мутти и даже частично Анна Самохина, но остановлюсь я все же на самой первой Мерседес - Лие Аманде.

* "Граф Монте-Кристо" Александр Дюма