А у вас послушные дети?
- Я прошу тебя, Максим, хорошо себя вести! Я этого даже не прошу, я как родитель этого требую! Хорошо себя вести- это моё единственное и главное к тебе требование! Жесткое требование, в котором я прошу у тебя подчинения!
Молодая мать закончила свой монолог для трехлетнего сына, и перевела взгляд на меня. Тон сменился с твердого на любезный:
- Все правильно?
- Давайте спросим у Максима…
- Максим, мама о чём тебя попросила?
- Халасо себя вести.
- А «хорошо» - это как?
Мальчик посмотрел на землю, на носки своих сандаликов. На меня. На маму. Пауза затянулась.
- Как надо себя вести, чтобы мама сказала, что это – хорошее поведение? – медленно повторила я.
Сандалики, мама, я.
Я смотрю на маму, а мама- на меня:
- Вы правы.
И уже Максиму:
- Хорошо себя вести, Максим, это означает быть внимательным и быстро соображать. Если ты видишь, что едет машина, ты должен сообразить, что она не сможет тебя объехать.
Поворачивается ко мне, явно довольная собой:
- Спасибо! Спасибо, я ВСЁ поняла.
-Вы можете по команде быстро соображать? - я говорю серьезно. Эта женщина не знает, что я психолог, поэтому сегодня мне так можно.
Она смотрит на меня озадаченно. Мне кажется, что именно сейчас она что-то начала понимать. Но подъезжает автобус, и в эту же секунду Максимка, с визгом путаясь под ногами пассажиров, расталкивая всех и вся, ломится в еще закрытые двери.
- Мамаша, за ребенком смотрите! – кричит кто-то из толпы. Я слышу визг Максима, ругань, быстрый и нервный голос моей недавней собеседницы.
Почему ребенок не слушается?
Может быть, он был бы и рад это сделать, да вот только не знает, чего именно от него ждут.
Задумайтесь, что Вы имеете в ввиду, когда говорите «Веди себя хорошо»?
- «Не кричи»?
- «Иди медленнее»?
- «Держи меня за руку»?
- «Смотри на меня»?
Подумайте, понятна ли и выполнима ли Ваша просьба.
- Можно ли стать внимательнее по команде?
- Можно ли по просьбе быстрее соображать?
- Может ли трехлетний ребенок предсказать скорость и направление движения транспорта?
- Может ли гиперактивный ребенок контролировать свою речь и скорость своего передвижения?
- Можно ли идти рядом с мамой и смотреть на нее?
Теперь вы можете произнести свою просьбу по-новому.
· Вместо слов «Наведи порядок» возьмите ребенка за руку и вместе пройдите в комнату. Скажите: «Сейчас мы будем наводить порядок – все игрушки сложим в эту коробку». Складывайте вместе с ребенком. Проконтролируйте, чтобы все игрушки уместились в коробку. Похвалите ребенка и себя.
· Вместо «Веди себя нормально!» дайте ребенку тихую игрушку, покажите, куда можно сесть. Попросите не уходить с этого места и поиграть молча. Следите, чтобы ваша просьба не затянулась. Отметьте хорошее поведение ребенка.
Через несколько десятков повторений ваш ребенок будет знать, что «наведи порядок» означает, что все игрушки надо собрать в коробку, а «веди себя нормально» означает, что надо сесть в уголке и тихо играть.
_______
Если вы испытываете трудности с непослушанием ребенка и не можете найти его причину, обратитесь к специалисту. Запись на онлайн консультацию: 8-906-288-05-55 (WhatsApp,Viber)