Вопрос потерь немцев на Восточном фронте и сравнений с их потерями в военных кампаниях в Польше и во Франции, в контексте разных теорий о произошедшем в июне 1941-го года, поднимается довольно часто.
И тем более странно, что даже основная версия, из опубликованных на русском языке*, подсчёта военных потерь Германии,
- потому что из работы Р.Оверманса "Военные потери Германии во Второй Мировой Войне"/"Deutsche militärische Verluste im Zweiten Weltkrieg" переведено энтузиастами только название и несколько таблиц, а от других нет и перевода названий
далеко не всегда в этих теориях и их обсуждениях упоминается. Гораздо чаще фигурируют выдержки из дневников Гальдера, где он иногда цитировал сводки о потерях.
Потери: С 22.6 по 30.6 наши потери составляют в общей сложности 41087 человек = 1,64% наличного состава (при численности войск, равной 2,5 миллиона человек).
Убито: 524 офицера и 8362 унтер-офицера и рядового.
Ранено: 966 офицеров и 28528 унтер-офицеров и рядовых.
Потери офицерского состава по отношению к общим потерям: ранено — 3,3% (кампания на Западе — 3,1%), убито — 6,2% (кампания на Западе — 4,85%), пропало без вести — 1,5% (кампания на Западе — 2%).
Версия и её автор.
Работа Мюллера-Гиллебрандта "Сухопутная армия Германии. 1933-1945.*"
- Das Heer 1933–1945. Entwicklung des organisatorischen Aufbaues
- Heer - Сухопутная армия/Сухопутные войска
в трёх томах, разбитых по периодам - до начала войны, до вторжения в СССР и до конца войны:
- Das Heer bis zum Kriegsbeginn.
- Die Blitzfeldzüge 1939-1941. Das Heer im Kriege bis zum Beginn des Feldzuges gegen die Sowjetunion im Juni 1941.
- Der Zweifrontenkrieg. Das Heer vom Beginn des Feldzuges gegen die Sowjetunion bis zum Kriegsende.
Написана в рамках проекта исторического отдела генштаба армии США*, с 1954-го по 1969-й годы,
- Operational History (German) Section of Historical Division
- с немецкой стороны "главным" был Гальдер
переведена на русский в начале 2000-х годов*.
- upd. с 1956-го по 1976-й годы, спасибо комментатору Константину Пыршову
- страница книги на сайте Российской Государственной библиотеки
Сам Буркхард Мюллер-Гиллебрандт (Burkhart Müller-Hillebrand) - бывший генерал-майор Вермахта - с лета 1940-го года занимал, последовательно, должности адъютанта начальника Генерального штаба Сухопутных войск Вермахта и начальника одного из отделов штаба, в тот промежуток времени, пока начальником самого штаба был Франц Гальдер (до 1942-го). С 1943-го по 1944-й годы находился на фронте, на должностях командиров полков и дивизий, с конца 1944-го вернулся к штабной работе, но уже в штабах корпусов и армий.
Из английского плена (взят в мае 1945-го года), он попал в США, где, в итоге, вновь начал работать под началом Гальдера в германской секции исторического отдела, в середине 1950-х годов вернулся на военную службу в Бундесвер, в отставку ушёл в 1965-м году.
Если делать из этой истории выжимку, то автора можно назвать, одновременно, и хорошо осведомлённым лицом, и лично заинтересованным, поскольку он непосредственный участник событий и занимал должности подразумевающие как высокую степень ответственности, так и высокую степень информированности.
Критиковать методики сбора им сведений или их анализа не получится, они просто не описываются в данной работе. Это нельзя назвать недостатком самой работы, поскольку она охватывает намного больше вопросов, чем один этот вопрос потерь, который и раскрывается только в виде приложений.
Но это серьёзная проблема для тех, кто ищет информацию о ходе Второй Мировой на русском языке. Потому что возможность предметно обсуждать и критиковать - это не недостаток, а достоинство научной работы.
Потери сухопутных войск в основных кампаниях Второй Мировой. Убитые и пропавшие без вести - помесячный учёт.
Прежде чем переходить к таблицам, в этом разделе, нужно пояснить, что наиболее часто употребляемый, в данном ключе, термин "безвозвратные потери" имеет вполне определённое значение и включает не только убитых и пропавших без вести, но и, по сути, всех лиц уволенных со службы без формальной возможности вернуться. Поэтому данный термин к рассматриваемым таблицам неприменим.
- например, в движении людских ресурсов Вермахта, до ноября 1944-го года, 438.000 человек демобилизованы как непригодные к службе, 1.630.000 человек демобилизованы "по другим причинам", около 2.000.000 человек демобилизовано для работы в промышленности, без указания состояния их здоровья
- таблицы из работы Мюллера-Гиллебрандта подгоняются под формат удобный для чтения, приводятся без дополнительных подписей
- цветные диаграммы - авторские
Категория "пропавшие без вести" включает только тех, чья судьба не была установлена в архивных документах использованных для написания рассматриваемой работы, то есть, попавшие в плен, но позже вернувшиеся и попавшие в учётные документы, в таблицах отсутствуют. Учётные документы использованы до периода лета 1945-го года, то есть, часть пленных отпущенных в первые месяцы после окончания войны могла не попасть в категории потерь.
Особенности сбора сведений в ежедневных донесениях и их суммирования и уточнения десятидневных донесениях могут создавать ситуации, когда потери учитываются с отставанием от времени проведения операций, поэтому Мюллер-Гиллебрандт использовал документы тыловых учётных и призывных органов, а не только "десятидневки".
- например, Гальдер в своём дневнике (см вступление) цитирует, по-видимому, сводку по сухопутным войскам (Heer), которые и возглавляет, не уточняя этого, а Мюллер-Гиллебрандт использует сведения тыловых учреждений, что приводит к почти двукратному расхождению
И это важно, читая любые статьи, работы о статистике потерь, нужно знать, что стоит за применяемыми терминами. В нижеследующих таблицах приводятся сведения только об убитых и пропавших без вести сухопутных войск на всех театрах военных действий:
- вычисленная автором книги погрешность таблицы (по нерасшифрованным/нечитаемым документам) - 0,3%
Если собрать статистику по периоду от начала Второй Мировой, до капитуляции Франции в одну диаграмму, то можно увидеть, одновременно, насколько резко контрастирует период "Сидячей войны" с активностью в крупных кампаниях и что боевые действия, тем не менее, полностью не останавливались:
Шла война на морях и в воздухе. Потери сухопутных войск в этот период заметно меньше, но, всё же, сравнимы с периодами "затишья" (без крупных операций) в 1940-м и 1941-м годах:
Начало Великой Отечественной Войны, статистически, выглядит как резкий пик потерь. Даже июнь, учитывая, что военные действия против СССР начались только 22-го числа, резко выделяется на фоне предвоенных месяцев, включающих, например, операцию в Югославии и первое наступление Африканского корпуса Роммеля в апреле 1941-го:
Можно заметить, что тяжесть военных действий для сухопутных войск Вермахта в ноябре-декабре 1941-го года отражает не столько число убитых, сколько резкий рост числа пропавших без вести, значительная часть которых попала в советский плен. При этом, и лето 1941-го, в этой статистике, отнюдь не выглядит "лёгкой прогулкой" на фоне осени-зимы. Стоит учитывать, что к ноябрю-декабрю 1941-го года численность действующей армии на Востоке сильно сокращается ещё и за счёт санитарных потерь, которые включают больных и раненых, только такие факторы как простудные заболевания и обморожения "убрали" с фронта 228 тыс человек, 15% из них до конца войны, но лишь около 3-3,5 тысяч из них погибли и попали в рассматриваемые таблицы.
Начало Великой Отечественной выделяется на фоне не только периодов "затишья", но и на фоне Польской и Французской кампаний Вермахта:
Несмотря на весьма насыщенный событиями май 1940-го года, когда капитулировали армии стран Бенилюкс (общей численностью в миллион человек), оказалась разделена почти надвое армия Франции (около 2 млн человек), часть войск рассеяна, часть оказалась в окружениях, и окружён британский экспедиционный корпус. Потери Сухопутных войск/Heer в мае 1940-го года меньше, чем за "короткий" июнь 1941-го (2,5 млн чел в приграничных округах), и, как ни странно, меньше, чем за июнь 1940-го.
Частично, это объясняется крупными сражениями начала июня 1940-го (включая попытки уничтожить окружённых в районе Дюнкерка и сорвать эвакуацию), но, частично, и тем, что, несмотря на распространённое мнение о нежелании французов воевать, сопротивление во Франции не прекратилось, пока французская армия не была почти полностью рассеяна и дезорганизована, а германские войска не оказались южнее Парижа, оккупировав большую часть страны.
Собственно, разнообразные теории и просто мифы о "нежелающих воевать" французских и советских солдатах опровергаются именно высоким уровнем потерь сухопутных войск Вермахта в июне 1940-го и июле-августе 1941-го, то есть, уже после тяжёлых поражений в приграничных сражениях.
Период 1942-1944-го годов, пока сохранялся ещё централизованный учёт потерь Вермахта, показывает, что, как и в случае с успешным декабрьским наступлением Красной Армии в 1941-м, оперативные успехи, окружения совершённые силами войск стран антифашистской коалиции отражаются, прежде всего, в категории "пропавшие без вести", куда включаются и пленные:
Даже при относительно небольшом масштабе некоторых сражений, как например в Тунисе, поражение в них может обойтись очень дорого, если противнику удалось замкнуть окружение и поставить в безвыходное положение обороняющихся, перерезав пути снабжения по морю и воздуху.
Ну, а успешные крупномасштабные наступательные операции, вполне предсказуемо, выглядят так:
Число убитых, в учёте сухопутных войск в июле 1944-го, при этом лишь немногим больше, чем в июле 1941-го:
- 07.1941 - 51 000 убитых
- 07.1944 - 59 000 убитых
Потери по видам войск.
Мюллер-Гиллебрандт, имея доступ ко всем документальным источникам, не стал ограничиваться в своих подсчётах только периодом централизованного учёта, хотя и в этот период месяцы, когда потери округляются до тысяч, вызывают сомнения в даже формальной строгости учёта, не говоря уже о реальной.
Тем не менее, эти результаты его расчётов не менее интересны, чем помесячный учёт.
Данные о потерях по видам* войск:
- надо понимать, что чёткого деления родов и видов войск, по современному образцу, на то время ещё не существовало и термин мной используется в "обыденном" его значении
- итоговая сводка:
Можно заметить, что здесь автор выделил категорию "ранены без возможности возвращения в строй", которой в первых двух таблицах не было. И в этой категории 1.750.000 человек - втрое больше, чем признанных негодными к службе на длительный срок. Вероятно, в этой категории раненые находившиеся на излечении до конца войны, это может объяснять, почему расходятся данные "итого" и видов войск в этой категории. Сам автор, к сожалению, сущность этой категории не раскрывает и в учёте людских ресурсов Вермахта, в данной работе, её тоже нет.
Потери сухопутных войск и войск СС.
Данные о потерях сухопутных войск и войск СС по театрам военных действий:
Здесь можно увидеть ту же самую картину, что мы уже видели, косвенно, в помесячном учёте сухопутных войск. Большая часть потерь (убитыми и пропавшими без вести) в Heer приходится на Восточный фронт:
Данные о потерях сухопутных войск по годичным периодам:
Эта таблица ещё нагляднее показывает, насколько сильно связаны эффективный учёт потерь и стратегическая инициатива, а это связь количества пропавших без вести с оперативными успехами другой стороны:
Чем чаще нарушается вертикаль связи, чем меньше времени на выяснение обстановки, тем больше солдат при невыясненных обстоятельствах - погибает, попадает в плен или просто уходит. Да, на фоне 59% пропавших без вести от всех потерь последнего года централизованного учёта, исторической иронией смотрится нулевой процент учтённых* дезертиров.
- дезертирство обнаружено, но дезертир не пойман - пойманные не попадают в эту категорию, а пополняют штрафные подразделения
Итоги.
Данные немецкой стороны о потерях Вермахта в годы Второй Мировой, собранные в разгар холодной войны, опровергают многие штампы запущенные в оборот в 1990-е годы и в годы той самой холодной войны. В них отражается ожесточённое и активное сопротивление Красной Армии в 1941-м году, видны, наглядно, сопротивление Франции в 1940-м, оперативные успехи стран антифашистской коалиции вне Восточного фронта и, одновременно, огромное значение Восточного фронта.
Однако, неизбывное желание "сравнить", все эти данные удовлетворить врядли смогут. Несмотря на кажущуюся обстоятельность информации, сам автор отлично понимал и прямо писал, что его расчёты на последний год войны не претендуют на точность. Только путаница с пленными летом 1945-го может дать ошибку в миллион человек.
Категории потерь свести к чему-то сравнимому с известными данными по потерям РККА также не удастся. По той банальной причине, что Вермахт "потерял" свыше 3,6 миллиона человек из своего "баланса" вне категорий потерь, только за период до 30.11.1944, пока существовал централизованный учёт.
Формально, нельзя ни "демобилизованных по другим причинам", ни возвращённых в промышленность, ни "раненых без возможности восстановления" отнести к безвозвратным потерям, а эти упоминаемые автором три категории, по которым он дополнительных сведений не предоставляет, в сумме, дадут больше человек, чем категории "убитые" или "пропавшие без вести".
- как следствие, те, кто пытается посчитать баланс по книге Мюллера-Гиллебрандта самостоятельно, сталкиваются с огромными расхождениями между наличием личного состава и потерями в Вермахте
- работа Р.Оверманса могла бы разрешить часть этих вопросов, но она не переведена
Простое же сравнение числа убитых за весь период Второй Мировой - это сравнение прямого уничтожения пленных странами фашистского блока, с теми, кто пытался соблюдать нормы Женевской Конвенции.
- желающим удовлетворить "сравнительский зуд" я бы рекомендовал работу "Трагедия противостояния" Михалёва и Шабанина, где авторы, помимо собственных расчётов, пытаются вывести равнозначные категории и провести сравнение потерь по периодам войны
О канале.
Донат - это простой путь для помощи каналу, мне просто будет приятно знать, что такой контент кому-то нужен и важен.
Более сложный путь - рекомендации в соцсетях, репосты, ссылки, просто упоминания. Обсуждения на этом же канале, без участия автора (время на обсуждения - это время на следующую статью, но на вопросы я постараюсь ответить).
другие статьи на канале: