Чтобы преодолеть перевал Куйгук, ведущий через горный хребет в долину Акчан, мы, прыгая по валунам, обогнули озеро и пошли вверх по каменистой тропе со средним уклоном в 30-45 градусов. Местность здесь уже окончательно сменилась на высокогорье - ни деревьев, ни травы, только черные камни и сверкающий снег. Здесь я, наконец, по-настоящему почувствовал себя в горах. Близость вершин придавала шагам ускорение и идти ввысь было легко. А потом начался дождь.
Сначала в дожде не было ничего особенного. Он и раньше заставал нас на маршруте и даже осыпал градинами сантиметром в диаметре, но всякий раз водонепроницаемые штаны, штормовая куртка и влагозащитный чехол на рюкзак спасали от промокания. Но прошел час, полтора, два, а дождь только усиливался. На привале вблизи Поющего перевала он стал настоящей проблемой. Ни на какое укрытие здесь не было и намека, потому перекус разложили под большим камнем и попытались растопить снег для чая на газовой горелке.
И тут мы резко начали замерзать. Достать теплую одежду, не промочив ее под проливным дождем, было проблемно, поэтому все просто начали бегать, прыгать, двигаться, чтобы не окоченеть, но помогало это так себе. Вскоре на идею с чаем забили и закинувшись парой кусков колбасы и сыра с сухими хлебцами, решили двигать дальше.
Подъем к перевалу превратился в скользкий ручей, на котором то и дело кто-то падал, но сложнее был спуск на другую сторону хребта. Он представлял из себя отвесную стенку-скалодром около 7 метров в высоту. Цепляешься руками за скалу, нащупываешь ступней опору и так постепенно сползаешь вниз, следя чтоб рюкзак не нарушил твое равновесие. Спускались строго по одному, опорные точки подсказывали инструкторы, от чего слишком опасной стена не казалась. Следом за ней шла тропа метров 10 в длину с уклоном около 60-70 градусов. По ней многие просто съезжали распределив нагрузку между подошвой ботинок и днищем рюкзака. Но сложнее всего было не карабкаться и не спускаться, а ждать.
Ожидая очереди на перевале, мы замерзали от ветра и ливня. который даже не думал прекращаться. Дешевая штормовая одежда уже не справлялась, многие вымокли насквозь. Начинали неметь пальцы и синеть губы. Тогда мы были уверены что дружно схватим воспаление легких.
Те, кто прошел перевал в числе первых, включая меня, мерзли чуть пониже и вскоре решили пробежаться обратно чтобы попробовать себя в роли шерпов. Забирали у спускающихся рюкзаки и тащили вниз, таким образом согреваясь и ускоряя общий регруп.
⠀
Когда все спустились, под льющим уже пятый или шестой час дождем мы разбили лагерь у Акчанского озера. Помню момент когда доставал из пропитанного влагой рюкзака мусорный мешок с сухой одеждой и вдруг понял, что она действительно осталась сухой. Это казалось настоящим чудом и истинным счастьем. Но даже в ней согреться не мог еще долго. Костер там не разжечь, дров в высокогорье не бывает.
К концу дня дождь все-таки взял паузу, что позволило хоть немного просушить вещи на ветру, а затем долина превратилась в фабрику облаков. Откуда-то снизу поднялся такой кромешный туман, что нам только и оставалось что перекрикиваться между палатками Ежик - Лошадка.
Вскоре туман сменился грозой и ураганным ветром, который фигачил почти всю ночь и чудом не сдул наши палатки. К утру дождь снова затих и мы, проснувшись в 5, глядели на небо в надежде что погода позволит взойти на священную для жителей Алтая гору Колбан высотой около 3100 метров. Но ветер был слишком сильным и восхождение пришлось отменить.
⠀
Уже к 8 утра дождь продолжился, но сидеть пол дня в палатке не хотелось и в хлюпающих от воды ботинках небольшой группой мы налегке прогулялись к последнему на маршруте, самому высокогорному из местных озер.
К обеду вернулись в лагерь и под уже привычным дождем собрали палатки чтобы скорее спуститься вниз по долине из этой облачной фабрики, подальше от бесконечной мокроты и пронизывающего насквозь ледяного ветра.