Найти тему

Модель коучингового взаимодействия

Олег Самольянов
Олег Самольянов

Коучинг для профессионалов, глава 20.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru

Система коучинга COACH2™. Модель коучингового взаимодействия.

Что должно присутствовать во взаимодействии для того, чтобы оно было эффективным? Отвечая на этот вопрос, мы рассматриваем три составляющих:

1) контакт;

2) ясность;

3) обязательства.

3 основных умения коуча. Базовая модель делового общения.
3 основных умения коуча. Базовая модель делового общения.

Это базовая модель делового общения. Любое деловое общение должно закончится результатом, а чтобы был результат, кто-то должен взять на себя обязательства что-то сделать. Для того, чтобы появились обязательства, должна появиться ясность. Если непонятно, что делать и зачем, никто ничего делать не будет. Ну а для ясности в общении нужен контакт. Люди должны доверять друг другу и готовы тратить энергию на совместные размышления.

С точки зрения взаимодействия коуча и клиента, контакт развивается в двух ипостасях: сначала это контакт между этими двумя людьми (без него никакого взаимодействия не будет), а такой контакт способствует контакту клиента со своей внутренней истиной. Если коучу удается создать безопасное пространство работы, то клиенту легче погружаться в свои глубины.

Эти качества необходимы для того, чтобы взаимодействие было эффективным. И тогда мы можем применить «Модель коучингового взаимодействия». Выглядит она следующим образом:

1) определить открытия;

2) создать возможности;

3) разработать планы;

4) предусмотреть последствия;

5) вдохновить на обязательства к правильному действию.

Модель коучингового взаимодействия в системе коучинга COACH2™
Модель коучингового взаимодействия в системе коучинга COACH2™

«Модель коучингового взаимодействия» — это модель, которая структурирует размышления о чем-либо. Называется она так потому, что во время коучингового взаимодействия именно коуч следит за тем, чтобы модель соблюдалась, потому что она помогает ему понять, в какой стадии взаимодействия он находится с клиентом, куда двигаться дальше. Но, по сути дела, она отражает процесс принятия определенного решения.

Когда ставится задача, она сильно перекликается с осознанностью, целью, компетентностью, благополучием. Необходимо, чтобы возникла новая осознанность, которую мы чаще всего называем открытием. Открытие — это в большинстве случаев нахождение "рычага влияния". Понимание причины чего-либо или точки приложения усилий дает направление дальнейшим размышлениям.

Когда открытие произошло, мы начинаем рассматривать возможности, определяя, каким образом можно эту проблему решить: на основании новой полученной информации, нового понимания, осознанности и т. д. Возможностей должно быть некоторое количество, клиент их перечисляет, взвешивает, а мы помогаем ему понять, какая из них будет наиболее подходящей.

После того как возможность определена и клиент понял, в каком направлении он будет двигаться, составляется план. План — это уже некая заданная последовательность понятных шагов, которая помогает человеку определить, что и в какие сроки необходимо сделать для того, чтобы возможность была реализована.

Когда план составлен, нам необходимо задать себе вопрос: что будет, если все действия будут выполнены? Будет ли это тем, что человек хочет, или этим плюс еще что-то? Или не совсем тем, что желаемо? То есть должна быть проведена проверка последствий. Чаще всего это связано с областями влияния.

Ставя цель, мы планируем такие действия, чтобы цель была достигнута. Но как эти действия повлияют на другие области нашей жизни. Мы, возможно, еще не предусмотрели как конкретно. И нам необходимо это предусмотреть. Если мы планируем действия на полгода вперед, как эти действия повлияют на нас через пять лет? Первый шаг должен быть сделан в верном направлении, потому что неверный шаг через какое-то время приведет к тому, что мы окажемся совершенно не там, где хотели.

Результат не может быть гарантирован на 100%, потому что меняется сама ситуация. Но нам важно помочь человеку понять модель мышления, чтобы, по мере изменения внешних обстоятельств, он мог качественно перестраиваться (это гораздо продуктивнее, чем предоставлять ему конкретную модель, по которой он будет действовать даже в том случае, если обстоятельства совершенно иные).

Если новая осознанность существует, возможности рассмотрены, выбрана одна максимально эффективная, создан план и последствия предусмотрены, и они клиента устраивают, то обязательства к действию происходят сами собой. Нам не нужно будет клиента подталкивать, или заставлять, или давить, или пугать — он сам решит, что так делать нужно. В случае, если мы изначально нашли ту задачу, которую действительно нужно решить, это означает, что мотивация к решению задачи у клиента серьезная, и понимание того, как ее решить, естественным образом приводит к действию.

Еще одно интересное качество модели состоит в том, что она в принципе голографична, то есть в каждой фазе могут присутствовать все остальные. Открытия могут возникнуть и в фазе планов, и в фазе последствий и даже в фазе обязательств, потому что если человеку все ясно и он хочет это делать, но обязательств он на себя не берет, это значит, что действительно чего-то не хватает. И это «что-то» может оказаться очень большим открытием.

Согласно типологии личности Майерс—Бриггс, есть люди, которые склонны к быстрому принятию решений даже при недостаточной информации, а есть люди, которые, наоборот, будут собирать, собирать информацию и не переходить к решительным действиям. И это тоже может быть открытием для человека. В принципе, ему все ясно, но ему хочется узнать что-то еще и еще, и тогда, когда он видит это свое качество, то понимает, что это подрывает его эффективность, а если он это делает всегда, то поймет, что упустил массу возможностей просто потому, что вовремя не принимал решения.

Например, писатель собирает информацию для книги, но все никак не может начать писать. Здесь возможны два варианта. Первый — это то, что он понимает, что писатель из него никакой, но откладывает написание первой страницы, когда он это наконец-то увидит. Второй — это то, что он действительно, по своему личностному типу, более склонен к сбору информации, чем к принятию решения. Тогда для него это должно быть дисциплиной переучивания, то есть он должен сказать себе: хватит, я знаю за собой это качество, но я больше не буду читать книг, а возьму себе за правило два часа в день писать. Это будет сложно, но при определенном уровне осознанности и дисциплины такую сложность вполне возможно преодолеть.

© Олег Самольянов

Хотите больше узнать о профессиональном коучинге - подписывайтесь на канал. Будет много материалов - и тексты, и рисунки, и видео.
Подробнее об авторе - здесь: samolyanov.ru