Когда заходит речь о деятельности Хрущева, возникают люди, убежденные в том, что, по меньшей мере, два деяния Хрущева следует поставить ему в заслугу: освобождение из заключения миллионов невинно осужденных и переселение рабочих из бараков и коммуналок в отдельные квартиры. Иногда к этому добавляют пенсионную реформу и паспортизацию крестьян. Эти мифы оказались весьма живучи.
В том, что эти мифы не имели никакого отношения к действительности, легко убедиться, если обратиться к известным документам той поры. Среди этих документов следует выделить трехтомник «Реабилитация, как это было», М., 2000–2004, и статистические ежегодники «Народное хозяйство РСФСР» за 1953–1970 годы.
Реабилитация жертв политических репрессий
В 1953 году в лагерях ГУЛАГа находилось 467 946 заключенных, осужденных за контрреволюционную деятельность. Из них особо опасных государственных преступников (шпионы, диверсанты, террористы, троцкисты, эсеры, националисты и другие) в особых лагерях МВД СССР находилось 221 435 человек. Имелось еще 62 462 ссыльных, так что общее число «политических» составляло 530408 человек. Общее число заключенных в лагерях и тюрьмах СССР в 1953 году составляло два с половиной миллиона человек.
В результате амнистии, объявленной 27 марта 1953 года по инициативе Л.П. Берия, на свободу вышли 1 миллион 200 тысяч заключенных, осужденных за незначительные преступления, и были прекращены следственные дела на 400 тысяч человек. В том числе на свободу вышло почти 100 тысяч человек, осужденных по статье 58 УК (политических заключенных), но не входивших в указанную выше категорию особо опасных преступников. По указу об амнистии были досрочно освобождены все высланные, кому запрещалось проживать в определенных местностях и городах (реально это относилось ко всем осужденным по 58 статье после выхода на свободу), а сама категория «высланных» перестала существовать. Была освобождена и часть ссыльных (тех, кто должен был проживать в определенном поселении). Никакого отношения к этой амнистии Хрущев не имел.
4 мая 1954 года Президиум ЦК КПСС, в котором Хрущев не играл ведущей роли, принял решение о пересмотре всех дел на людей, осужденных за «контрреволюционные преступления». Специальные комиссии к началу 1956 года рассмотрели дела в отношении 337 183 человек. В результате было освобождено 153 502 человек, но только 14 338 из них были официально реабилитированы. К остальным был применен указ «Об амнистии» от 1953 года. В сентябре 1955 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», и значительная часть политзаключенных попала под эту амнистию. Трудно сказать, имел ли Хрущев хоть какое-то отношение к этому этапу освобождения политзаключенных, когда на свободу вышло 300 с лишним тысяч человек. К 1 января 1956 года количество лиц, осужденных по 58 статье УК, составляло 113 тысяч 735 человек. Большей частью это были люди, сражавшиеся с оружием в руках против советской власти, либо на стороне немцев в годы войны, либо в рядах националистов на Украине, в Прибалтике или в среднеазиатских республиках.
После доклада Хрущева на ХХ съезде были созданы специальные выездные комиссии Верховного Совета СССР. К 1 июля 1956 года комиссиями рассмотрено 97 639 дел. Освобождено со снятием судимости 46 737 человек. Из них только 1487 человек реабилитированы как осужденные по сфальсифицированным материалам.
Итак, 90% из 530 тысяч политзаключенных было освобождено еще до ХХ съезда. Число реабилитированных после съезда составляет 0.25%. Роль Хрущева в освобождении политзаключенных минимальна, а о реабилитации и говорить нечего.
Массовое жилищное строительство
Существующая легенда гласит, что при Сталине строились по индивидуальным проектам красивые дома с просторными комфортабельными квартирами, но в очень небольшом количестве. Получали эти квартиры лишь те, кого можно отнести к номенклатуре, а простые люди ютились в бараках и коммуналках. Хрущев предложил максимально удешевить жилищное строительство, перейдя к типовым проектам пятиэтажных домов с небольшими квартирами, которые получили название «хрущевки». В результате, как гласит легенда, началось массовое строительство жилья, и обычные люди стали получать пусть скромные, но зато отдельные квартиры.
Данные статистических ежегодников «Народное хозяйство РСФСР» опровергают легенду о массовом строительстве жилья при Хрущеве. Более того, именно действия Хрущева привели к тому, что жилищная проблема в СССР стала неразрешимой.
В послевоенное время по всей стране возникали новые предприятия. Строители размещались во временных постройках барачного типа. Одновременно рядом с предприятием возводилось жилье для рабочих. Это были либо индивидуальные одноэтажные дома с 2-3 комнатами со всеми коммуникациями, либо двухэтажные дома на 4-5 квартир. Индивидуальные дома передавались в собственность владельцам с помощью однопроцентного кредита на 10-12 лет. Выплата по кредиту составляла не более 5% от среднего семейного годового дохода. Доля таких индивидуальных домов составляла 30-35% от общего объема городского строительства. В двухэтажные дома семьи заселялись без всяких выплат, эти дома были государственными. Обычно рабочие, приезжающие на новое предприятие со всей страны, некоторое время жили в бараках, ожидая нормальное комфортабельное жилье. Из таких домов состояли либо поселки городского типа, либо небольшие районы на окраинах городов рядом с предприятиями. Для одиночек и молодых семей без детей строились общежития рядом с предприятием. В центральных районах городов строились красивые комфортабельные многоэтажные дома.
Послевоенные сталинские дома были ориентированы на семейное заселение. На каждого члена семьи полагалось не менее 9 кв. м. жилой площади, плюс 6 метров выделялось на семью. Соответственно семья из трех человек получала двухкомнатную квартиру с жилой площадью не менее 33 метров, общей площадью 60-65 метров с кухней порядка 15 метров, с большими санузлами и прихожими. Если квартиру выделяло предприятие, а таких квартир было большинство, то эти нормы могли увеличиваться. Число комнат в сталинских квартирах обычно не превышало трех, и коммунальное заселение осуществлялось в исключительных случаях при большом числе одиночек или бездетных семей.
Ежегодно в период с 1950 по 1956 год число людей, получающих новые квартиры и дома, увеличивалось примерно на 10 %, что соответствовало темпам роста валового национального дохода СССР. В 1956 году в РСФСР новоселье справили 3 460 тысяч человек (более 6 % всего городского населения), из них 2 миллиона поселилось в многоэтажных сталинских домах. Столько элиты не было не только в РСФСР, но и в СССР.
Первый шаг по вмешательству Хрущева в жилищное строительство был сделан в конце 1955 года. В Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года предписывалось разработать к 1 ноября 1956 года типовые проекты жилых домов без «архитектурных излишеств» и с 1957 года вести строительство только по этим проектам. Пока речь шла лишь о внешнем виде домов. Внутренняя планировка оставалась неизменной. Одновременно с 1956 года были уменьшены нормы выделяемого жилья – вместо 9 метров жилой площади на человека стало 7, а на семью дополнительные метры перестали выделяться. Планировка существовавших домов не позволяла реализовать новые нормы. Поэтому в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 31 июля 1957 года директивно предлагалось разработать новые типовые проекты жилых домов с уменьшенными размерами жилых комнат и особенно нежилых помещений в виде тех самых «хрущевок», а также приступить к созданию домостроительных комбинатов. Первые «хрушевки» начали строить в Москве в 1958 году. Массовое строительство «хрущевок» по всей стране началось с 1959 года, а на индустриальной основе с 1961 года, когда появились первые домостроительные комбинаты. Заселение кирпичных «хрущевок» началось не ранее 1960 года, а индустриальных – начиная с 1962 года.
В 1959 году почти 6 миллионов человек въезжают еще в сталинские квартиры или дома! А в 1960 году, когда, наконец, появляются «хрущевки», численность новоселов начинает падать, и падение продолжается вплоть до отставки Хрущева в 1964 году, несмотря на внедрение индустриальных методов строительства. Максимальный прирост нового жилья отмечается в 1957 году, когда число новоселов выросло на 30 %, вместо обычных 10 %. Тем не менее миф возник не на пустом месте. Массовое строительство действительно началось, но лишь в единственном городе СССР, где оно выглядело наиболее наглядно для средств массовой информации. В 1957 году в Москве было построено 2 миллиона кв. м. жилья, а в 1958 году – почти 6 миллионов. Но это были еще сталинские дома. А в 1961 году в Москве было построено 12.7 млн. кв. м. жилья исключительно в виде «хрущевок», в 6 раз больше, чем в 1957 году. За время правления Хрущева с 1956 по 1964 год жилой фонд Москвы удвоился.
С 1955 по 1965 год число квадратных метров, приходящихся на одного новосела, уменьшилось в полтора раза с 14.9 кв. метров до 9.8 кв.метров. Без вмешательства Хрущева в жилищное строительство за период с 1956 по 1965 год при сохранении ежегодных 10 % темпов роста, характерных для предыдущего периода, новые городские индивидуальные комфортабельные квартиры/дома в РСФСР могли получить 54 миллиона человек при 15 кв. метрах общей площади на человека. В реальности за этот период новоселами стали 49 миллионов человек в квартирах существенно более низкого качества при 10 квадратных метрах общей площади на человека. С 1960-го года число новоселов неуклонно снижалось.
Резкое увеличение числа новоселов в 1957–1959 годах и последующий застой имеют одну и ту же причину. В 1955 году после увольнения Маленкова с поста Председателя Совета Министров СССР по указанию Хрущева замораживается большое число промышленных строек, в том числе и новых предприятий, обеспечивающих производство строительных материалов. Высвободившиеся людские и материальные ресурсы направляются на жилищное строительство. В дальнейшем производство стройматериалов росло лишь на бумаге, трудовые ресурсы были исчерпаны, так что не было оснований ожидать и роста числа новых квартир.
Пенсионная реформа и паспорта для крестьян
В 1956 году был принят новый закон о пенсиях. Судя по воспоминаниям Кагановича осуществление этого закона вызвало раздражение Хрущева. «При обмене мнениями в Президиуме, – вспоминал Каганович, – Хрущев набросился на меня за предложенные слишком большие, по его мнению, ставки пенсий. Я ожидал возражения со стороны Министерства финансов, но никак не думал, что встречу такое нападение со стороны Хрущева, который всегда демонстрировал свое „человеколюбие “, или точнее, „рабочелюбие“». В конечном счете, был принят компромиссный вариант». Так что закон о пенсиях, вряд ли следует ставить в заслугу Хрущеву.
В Положении о паспортах, принятом Совмином СССР 21 октября 1953 года было явно указано, что по требованию любого крестьянина ему должен быть выдан паспорт. В это время Хрущев еще не имел возможности вмешиваться в деятельность Совета Министров, Председателем которого был Маленков. И лишь в 1976 году во времена Брежнева было принято новое Положение, по которому паспорта стали выдаваться всем гражданам СССР повсеместно и без особых требований.
Итак, ни один из мифов о том, что Хрущев сделал что-либо полезное для населения СССР, не находит подтверждения.
Автор: Виталий ТОРГАШЕВ
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!