Опытная машина, о которой сегодня пойдет речь, осталась для большинства любителей отечественной автоистории совершенно неизвестной. О ней не написали журнал «За рулем» или газета «Авторевю», она не попала ни в один из каталогов или справочников, ее не показали ни на одной выставке. А больше в 1990-е годы узнать о ее появлении нашим согражданам было и неоткуда. Ну, что ж, исправим этот пробел в истории: встречайте, ГАЗ-33095!
Этот забавный грузовичок изготовили в 1996 году. В то время резко обвалились объемы сбыта среднетоннажных грузовиков, и газовцы пытались нащупать какую-то новую рыночную нишу, которая помогла бы загрузить грузовой конвейер работой. Это именно тогда возникла идея применить кабину от ГАЗ-3307 для пикапа на агрегатах «Волги». А еще одной идеей стала постройка машины для зарождающихся фермерских хозяйств, которая почти целиком бы состояла из серийных узлов и деталей от большого «газона», но при этом была компактной, как «ГАЗель», и достаточно проходимой. Вот такой машиной и стал ГАЗ-33095.
Рецепт постройки машины был простой. За ее основу взяли серийное шасси ГАЗ-3309 с турбодизелем ГАЗ-5441.10: этот «воздушник» мощностью 116 сил газовцы тогда выпускали самостоятельно на собственных площадях. Далее шасси кардинально укоротили: из центральной части рамы вырезали большой фрагмент, уменьшив колесную базу с 3770 до 2900 мм (как у «ГАЗели»). Задний мост сделали односкатным, смонтировав проставки под колеса для выравнивания ширины передней и задней колеи. Для повышения проходимости обычный дифференциал заменили кулачковым самоблокирующимся (от ГАЗ-66), а также обули все колеса в вездеходные шины КИ-55А с протектором-«ёлочкой»: такие же периодически ставили, например, на полноприводные автобусы ПАЗ-3206.
Кабина переделкам почти не подвергалась: разве что с левой стойки ее ветрового стекла убрали шноркель (забор воздуха в двигатель организовали из подкапотного пространства), внутри поставили более комфортабельные сиденья от «Волги», а левую подножку укоротили на 250 мм, чтобы выкроить место под размещение топливного бака. Сам бак, к слову, взяли меньшей размерности – от «ГАЗели». Поскольку грузоподъемность машины приняли равной двум тоннам (вместо 4,5 тонн у ГАЗ-3309), заднюю подвеску пришлось переделать: от использования подрессорника в ней отказались, а основные рессоры взяли от ГАЗ-53-12, убрав из пакетов по два листа. Также машина лишилась пускового подогревателя двигателя и вакуумного ресивера в контуре задних тормозов. Довершала картину грузовая платформа с тентом, которую позаимствовали у ГАЗ-33023, «ГАЗели» с двухрядной кабиной.
Несмотря на значительное сокращение габаритов, «похудела» машина совсем немного, всего на 350 кг в сравнении с обычным грузовиком ГАЗ-3309: ее снаряженная масса получилась равной 3100 кг. Таким образом, при полной массе в 5250 кг от водителя требовалось иметь «права» с грузовой категорией «С». Негативным фактором стало ухудшение развесовки: у пустой машины на передние колеса приходилось теперь аж 53% веса, что «аукнулось» позднее при проверке проходимости. Радиус поворота снизился на 1,5 метра, приблизив по этому показателю «газон» к «ГАЗели». Но вот погрузочная высота осталась практически такой же большой, как и у всех остальных газовских среднетоннажников.
Что касается динамических характеристик, то ГАЗ-33095 по сравнению с ГАЗ-3309 стал более резвым на разгоне, но по «максималке» упирался в ту же самую цифру 85 км/ч: крутить мотор на высшей передаче далее уже было просто некуда. Соответственно, и контрольный расход топлива уменьшился совсем незначительно: всего на 1,3-1,4 л/100 км, оставаясь слишком большим для 2-тонного грузовика (13,1 л/100 км при 60 км/ч и 18 л/100 км при 80 км/ч). Машине явно требовалась трансмиссия с иными передаточными числами. А вследствие снижения веса, заметно упала сила тяги на крюке: полностью груженый ГАЗ-33095 по этому показателю едва дотянулся до ГАЗ-3309 без груза.
Уменьшение колеи задних колес негативно сказалось на устойчивости автомобиля (особенно груженого) в поворотах: в сравнении с ГАЗ-3309 сильно возросли крены. По-хорошему, требовалась установка стабилизатора. Из-за слишком короткой базы пустой автомобиль стал склонен на неровных дорогах к сильной продольной раскачке с носа на корму. Из-за этого водитель быстро уставал. Кроме того, ГАЗ-33095 провалил испытания на плавность хода при движении по булыжной дороге, хотя в обычных режимах движения комфортабельность кабины благодаря новым сиденьям несколько повысилась.
Точку в судьбе машины поставили испытания по оценке проходимости. Казалось бы, с межколесной блокировкой, односкатными колесами и «зубастыми» шинами ГАЗ-33095 должен был проявить себя молодцом. На деле же – на сухих твердых дорогах за счет колес большого диаметра и значительного дорожного просвета (270 мм) он действительно запросто мог дать фору «ГАЗели». Но в случае движения с пустым кузовом по рыхлым или размытым грунтам из-за неудачной развесовки оказывался беспомощным в весьма простых ситуациях. Например, на заводском полигоне в Березовой Пойме его пробовали гонять по сухой песчаной дороге. Пока глубина песка не превышала 100-200 мм, а рельеф оставался ровным, он шел довольно уверенно, разгоняясь на III передаче до 35 км/ч. Но при дальнейшем повышении глубины песка или при начале подъема тут же наступала пробуксовка задних колес, и автомобиль быстро садился на задний мост. А при испытаниях на сырой глинистой грунтовке близ поселка Окский Богородского района пустой «газон» мог сносно ехать по прямой, но при всех попытках развернуться застревал, едва одно или оба передних колеса попадали поперек даже неглубокой колеи. Конечно, с грузом в платформе ситуация становилась заметно лучше, но все равно: по сумме потребительских качеств ГАЗ-33095 не выглядел перспективным объектом для производства, и работы над ним свернули.