Все мы уже давно привыкли к информационной открытости или, правильнее сказать, к информационному потоку. Сейчас одно из популярных занятий и взрослых, и детей это – «гуглить». Услышал новый термин, обратился к «паутине» и все уже знаешь. Не можешь решить задачу, тогда тебе тоже поможет интернет. Как говорится в рекламе браузера: «Яндекс знает все!».
С одной стороны, это очень здорово, и многие эксперты уже указывают на то, что молодое поколение значительно умнее своих предшественников. Конечно, умнее с точки зрения наличия информации, а не навыка ее применять. Они знают про абьюзеров, газлайтеров и буллинг, далеко не каждый взрослый сможет объяснить эти термины. Но знать – не означает понимать!
С другой стороны, обилие информации приносит новые задачки для нас, специалистов. Я вижу, как минимум, две проблемы, которые сейчас активно набирают обороты:
1. Самодиагностика болезней. Это такое новое "развлечение" людей вне зависимости от возраста. Неважно, какое это заболевание – соматическое или психическое – каждый второй ставит себе диагноз. Причем, если речь о психическом, то переубедить «пациента» достаточно сложно.
Ко мне как-то обратилась молодая женщина с заявлением, что у неё биполярное аффективное расстройство. Она был крайне озадачена этим «открытием» и ей нужен был рецепт избавления от выявленной «болезни». В процессе общения, выяснилось, что услышала о симптомах этого расстройства из уст какого-то знаменитого блогера.
Мне стоило большого труда убедить девушку, что с ней все в порядке. Ведь знаменитый блогер значительно авторитетнее профессионального психолога, по крайней мере, для нового поколения. И только то, что я на каждый «симптом» приводила весомые аргументы, помогло снизить тревогу и переживания моей клиентки.
2. Симуляция болезней. Это начинает процветать среди школьников. Имитировать могут как соматические болезни (болит живот, тошнит, глаз покраснел и т.д.), так и психические (истерики, панические атаки, депрессии и т.д.). В силу того, что у нас еще плохо развита психологическая грамотность, то родителей ввести в заблуждение достаточно просто. Скажу больше, иногда некоторым особо «талантливым» ребятам удается обмануть даже молодых специалистов, которые еще не имеют достаточного опыта.
В моей практике за последний год уже было несколько таких случаев. Родители в ужасе от того, что у их ребенка, например, панические атаки. Приводят его с просьбой помочь, а при общении становится понятно, что признаки ребенок заучил, только вот состояние передать не получается. И все шаблонные фразы из статей в интернете выдают таких симулянтов достаточно быстро.
Порой очень сложно донести эту не очень приятную новость до родителей, которые хотят верить в то, что у него с ребенком очень доверительные отношения и обману там нет места. Но факт остается фактом, симуляция быстро «вылечивается», как только речь заходит о направлении к психиатру.
Да, как и всё в нашей жизни, доступность разноплановой информации имеет свои плюсы и минусы. И здесь важно помнить, что при любых ситуациях не стоит забывать о критическом мышлении, не стоит брать на веру всё, что вы видите и слышите. Проверяйте информацию. А постановку диагнозов давайте оставим врачам.
Оставляйте свои комментарии. Какие еще проблемы видите в открытости информации?
Подписывайтесь на канал и до новых встреч.